Начну с дисклеймера. Матерые дизайнеры или же те, кто знаком с методами исследования: CJM, персоны, сценарии и тд — найдут в статье мало практической пользы. Текст скорее для новичков и тех, кто хочет понять одну из базовых идей, на которой построен дизайн-процесс.
Ниже описан принцип, который встречается сразу на нескольких этапах дизайна. А можно поконкретнее? Можно, но для начала приведу пример.
В программе онлайн-курсов по дизайну, есть разделы, в которых идет речь о методах исследования (перечислил выше). Начиная проходить курс, вас учат как правильно рисовать CJM, составлять портреты пользователей или вопросы к юзабилити-тестированию. И у вас даже получается. Но мало кто понимает, в чем практический смысл этого.
История из жизни. На одном проекте стаяла задача определить ЦА и её привычные паттерны поведения. На правах старшего товарища, я предложил составить портреты пользователей другому дизайнеру. Вот задание выполнено, персоны составлены, но на вопрос: “Что будем делать дальше?” — дизайнер пожал плечами. У человека было понимание как составлять портрет пользователя, но не было понимания зачем это делать. Это распространенная ошибка при исследовании или анализе.
Дизайнеру было непонятно, на чём построена связь между пользователем и продуктом, задачей и решением. В этой статье речь пойдет как раз об этой связи, которая называется историей. В этом мне поможет книга “Сторителлинг в проектировании интерфейсов” по мотивам которой написан материал.
Что касается сухой теории, то она тут разбавлена примерами из жизни или выдуманными, но близкими к настоящим. Так как в статье присутствует слово “интерфейс”, то большинство примеров будут связаны с ним.
Что такое истории и где они применяются?
Представим ситуацию. Вы работаете дизайнером на проекте, который связан с онлайн-образованием. Сайт проекта представляет из себя каталог с детальной информацией по каждому курсу. Вы уверены, что благодаря такому четкому разделению, большинство людей с легкостью поймет, какой курс им больше подходит.
Но что если это не главное для будущих студентов. Новая профессия может стать для них мечтой. Избавит от текущей рутины и ненавистной работы. То есть на передний план выходят эмоции, которые получит человек, после изучения новой профессии.
Узнать, что важно людям, можно поговорив с ними. Для этого в дизайне достаточно способов, о которых уже было написано: интервью, опрос, персоны. Главная цель этих методов — услышать историю.
Если мы исследуем способы создания впечатления о нашем продукте, одна из главных целей — понять точку зрения целевой аудитории.
Сначала мы слушаем истории пользователей. Так формируем представление о пользовательском опыте, том самом UX. Потом, на основе этой информации, создаем и рассказываем свои истории, которые реализуем через интерфейс. Этот процесс называется сторителлинг.
Истории — общий язык в работе. С помощью них происходит общение с пользователями, передача информации, впечатлений. Выделяют несколько типов историй. Вот пример конкретный пример.
Описание обстоятельств или ситуации — показывает не только последовательность событий, но и причины событий. Рабочий из реального проекта:
Не так давно мы разговаривали с маркетологом, который работал с нашей платформой. Сейчас он работает с другими сервисами, но решает схожие задачи.
По ходу диалога, маркетолог рассказал о том, что любит пользоваться глобальным поиском и часто перекладывает этот паттерн взаимодействия на другие сервисы. Так ему не нужно вспоминать, в какой часть сервиса находится тот или иной объект.
Этот комментарий заставил задуматься, насколько нам нужен такой функционал. По итогу мы поняли, что в его реализации есть потребность и начали работу. А всё начиналось с обычной истории.
Другие виды историй:
- Иллюстрация проблемы
- Исследование концепции проекта
- Стимул для обсуждения идеи
При чем тут UX? Основные задачи истории
Может показаться, что история — это обычный рассказ, некая последовательность событий, такая как выступление или письмо. Но это не так. Хороший рассказ интересен, он больше похож на беседу, диалог, чем на выступление. Даже если слушатели молчат, они стараются представить то, о чем им говорят. Рассказ становится частью диалога.
Вы можете описать обстоятельства или характер персонажа, но это не история, пока нет событий, решений или действий. Все они обусловлены контекстом, или же пользовательским опытом. Это позволит понять причины произошедшего и найти решения.
И наоборот, когда мы что-то рассказываем пользователям, наш рассказ должен соответствовать интересам аудитории. Чтобы этого добиться, нужны две составляющие:
- История должна помочь пользователю выполнить задачу
- Она должна вписываться в контекст
Лучшие рассказчики — те, кто может создать связанный, легко запоминающийся сюжет.
Вернемся к примерам. Что отличает плохую историю от хорошей? Во второй должны излагаться факты и выстраиваться цепь событий:
Он зашел в Гугл и через поиске нашел сайт с доставкой обеда. На первом экране он увидел кнопку “Заказать сейчас” и нажал на нее. После чего перешел на сервис с каталогом.
Можно сделать акцент на объяснениях. А еще лучше описать поведение и отношение, показать, как люди реагируют на события:
Он зашел в Гугл, чтобы найти сайт с доставкой обеда. Ни секунды не думая, он выбрал первую же позицию. На первом экране он увидел кнопку “Заказать сейчас”, но прежде чем нажимать, убедился что выбран нужный город город. После чего его перебросило на на сервис с каталогом, из-за этого страница стала заново перезагружаться.
Также возможно добавить контекст, поясняющий мотивы, которые и определили поведение:
По дороге на работу, он зашел в Гугл со своего телефона, чтобы найти сайт с доставкой обеда. Ни секунды не думая, он выбрал первую же позицию. Его коллеги на прошлой неделе заказывали тут обед, поэтому он перешел сразу к заказу.
На первом экране он увидел кнопку “Заказать сейчас”, но прежде чем нажимать, убедился что выбран нужный город город. После чего его перебросило на на сервис с каталогом, из-за этого страница стала заново перезагружаться.
Узнали на что похоже? Такая же схема применяется при создании CJM. Там тоже есть цепь событий, реакция пользователя, контекст. Но это только инструмент. Повторюсь, задача этой статьи — показать универсальный принцип работы с информацией. Дополнительная задача — разобраться, зачем это делать. А уже когда поймем, будем использовать инструменты, чтобы систематизировать этот объем информации.
Еще один важный момент, который стоит упомянуть. Речь о способности слушать. Если внимательно слушать истории пользователей, можно понять их точку зрения и намерения. Благодаря этому вы узнаете причины того или иного действия.
Это большая тема для обсуждения, а мы тут вроде как собрались не только ради теории. Поэтому двигаемся дальше.