Тим Браун, CEO IDEO
Сейчас есть куча сервисов, позволяющих создавать сайты с использованием шаблонов — каждый может создать сайт или приложения без знаний дизайна и даже программирования. Поэтому успешность дизайна стала определяться не визуальной привлекательностью, а востребованностью созданного продукта. Все интернет-гиганты вроде Яндекса, Фейсбука и Гугла уже давно используют дизайн-системы, которые позволяют создавать дизайн из уже готовых элементов и не тратить время на отрисовку новых. Ведь чтобы стать лидером на рынке, необходимо создавать не красивые картинки, а продукты, которые решают проблемы людей. Эта книга о том, как создать продукт, которым будут пользоваться. Делюсь 3 важными мыслями из книги:
Ограничения — основа любого дизайн-проекта
Дизайнер — не художник, он не может рисовать все, что ему захочется. У него всегда есть ограничения со стороны бизнеса и пользователей. Каждый дизайн-проект должен идеально сочетать смесь ограничений и свободы. Если проектное задание будет слишком абстрактным (приложение должно быть удобным), то дизайнер будет искать иголку в стоге сена и потратит кучу времени. Если же проектное задание будет слишком конкретизированным (в приложении предусмотрен виртуальный ассистент, который консультирует по вопросам документооборота), это может препятствовать новым идеям и привести к посредственному результату.
Ограничения можно представить в виде 3 критериев: осуществимость (то, что возможно создать в обозримом будущем), рентабельность (то, что принесет бизнесу прибыль), желаемость (то, что будет востребовано пользователями). Дизайнер должен идеально сочетать все 3 критерия.
Наблюдайте за людьми, чтобы найти их проблемы и предложить решение
В основе дизайн-мышления стоит человек и его потребности. Но найти эти потребности бывает сложно, потому что у нас есть неявные проблемы, которые мы научились решать неэффективным способом: вешаем куртки на спинки стульев, используем линейку в качестве закладки для книги, стоим в очередях для оплаты банковского счета. Если спросить у людей, чего им не хватает для хорошей жизни, они не смогут дать полезной информации, потому что их задачи уже решены (куртка не валяется на полу, не нужно искать страницу книги, счет в банке оплачен). Есть знаменитая фраза Генри Форда: “Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь. Поэтому классические методы исследования вроде опросов не всегда работают.
Наиболее эффективный инструмент — наблюдение. Наблюдая за людьми, за их процессом решения какой-либо задачи, попытайтесь определить скрытые потребности и превратить их в возможности для роста. Олег Тиньков придумал онлайн-банк, смотря на людей, которые едут в маршрутках до банковского отделения для оплаты счетов. Сейчас это можно сделать через приложения за 2 минуты.
Хороший дизайн не гарантирует успех продукта
Время, когда продукты должны закрывать базовые ценности потребителей, прошло. Заказывая еду, мы не только потребляем функцию, но и воспринимаем ситуацию. Если восприятие не проработано с той же тщательностью, что и сам продукт — он может оказаться провальным. На восприятие влияет целая куча факторов: качество, сервис, дизайн, маркетинг и т.п. И все компоненты, а не только какой-то один, должны в целом вызывать положительное восприятие. Поэтому компании понимают, что им недостаточно сделать просто “качественный товар” и они улучшают сервис, вызывают эмоции, вкладывают состояния в маркетинг.
—
Вывод: книга заставляет вспомнить, зачем нужен дизайн и как его использовать для создания крутых продуктов. Прочитав ее, я стал больше думать о пользователях, отодвинув на второй план свое дизайнерское эго и желание сделать “красиво”.