Одна из моих студенток задала вопрос, который, как мне кажется беспокоит многих дизайнеров:
«Мне кажется у меня специфический вкус. Может ли плохой вкус влиять на успех дизайнера?»
Отвечая на вопрос хочу отметить, что вкусы у всех людей разные, это норма. И оценивать чей-либо вкус как плохой субъективно. Потому что мой / ваш / чей-то там “супер классный” вкус точно не всем нравится. Но имея даже диаметрально противоположные вкусы с вашим клиентом вполне реально делать то, что ему понравится.
Вкусовые предпочтения отвечают за визуальную красоту, нравится нам или не нравится. Но готовый дизайн оценивается не только с точки зрения красоты, а и с точки зрения решения задачи и функциональности. И это первоочерёдная оценка. Красота второстепенна. А еще на решение заказчика может повлиять идея или вложенная метафора, аккуратность воплощения и то, как вообще изначально поставлена задача. Если уж задача поставлена плохо и финальную работу не принимают, то тут явно дело не во вкусе дизайнера.
По этому с уверенностью могу сказать, что чувство вкуса – это маленькая составляющая в ряде факторов влияющих на успех любого дизайнера. И зацикливаться на этом не стоит. Но иметь хорошее чувство вкуса тоже полезно. К счастью его можно развивать как и любой навык ↓
Как развивать вкус
Чтобы понять как развивать вкус, давайте разберёмся как сформировался тот вкус, который каждый из нас сейчас имеет.
И ответ на вопрос как — из всего, что окружало вас до этого дня.
— Задумайтесь, по каким улицам вы всю жизнь ходили: разбитые тротуары или цветная плитка?
— Какую одежду носили: с бессмысленными принтами или с замысловатыми паттернами на ткани?
— Какую музыку приходилось слушать на радио, в общественном транспорте, дома в телевизоре? И вообще много ли было искусства вокруг вас?
— С какими людьми вы больше всего общаетесь? Кстати, есть теория, что вы это 5 человек, с которыми больше всего общаетесь. Так вот, оцените вкусы этих 5 людей.
— На кого вы подписаны в Instagram? Все ли из этих аккаунтов несут эстетику и приятный визуал?
А ещё какие фильмы вы смотрите, как выглядит ваша еда и в какой она посуде, какие обои были в вашей комнате и какая архитектура вас встречала по дороге в школу / университет / работу. Этот список можно продолжать бесконечно. Да, возможно, ответы на многие вопросы были предопределены местом, где вы родились и прожили большую часть сознательной жизни. Но, так или иначе, из этого сформировался тот вкус, который у вас есть сейчас.
И несмотря на то, что вкус формировался годами, его все равно можно развивать и утончать. Ведь зачастую вкус, к которому мы стремимся, это что-то хорошее, а к хорошему привыкаешь быстро.
Я для себя определил 3 способа:
Насмотренность
Наверное самый простой способ, тренировать насмотрелись в соцсетях. Отпишитесь или скройте истории / публикации всех тех, от кого вы не получаете эстетического удовольствия. Перестаньте просматривать и реагировать на подобные публикации и они перестанут появляться у вас в рекомендациях. Больше уделяйте внимание красивому контенту.
Для дизайнеров рекомендую регулярно тренировать насмотренность, особенно перед работой. Просто подпишитесь на тех дизайнеров или студии, чей стиль вас вдохновляет. Анализируйте каждый дизайнерский ход и вчитывайтесь в описание, часто там описано что изображено и как к этому пришли.
Погружённость
Это про путешествия. Можно жить в индустриальном городе, но при этом выезжать за пределы города или страны и насыщать свой глаз красотой. Погружайте себя в среду которая радует глаз. Ели нет возможности путешествовать. Попробуйте чаще посещать красивые заведения в своём городе. Например, завтрак ресторане с красивым интерьером.
Ну и конечно это касается красоты в своём доме. Несмотря на изобилие бытовой техники и мебели в магазинах, далеко не все вызывает визуальное удовольствие. Поэтому при выборе техники или мебели в дом учитывайте ещё один критерий — стильный дизайн. Формы, материал и тактильность, цвет, каждая деталь должна вызывать эмоции, эмоции восхищения.
Общение
Добавьте в свой круг общения людей, которые хорошо одеваются, красиво говорят, всегда приятно пахнут, имеют благородные манеры. За этим также кроется определённый вкус. Помните про 5 людей из окружения? Их вкусы изменят и ваши.