Выставка «Армения!» в музее Метрополитен в Нью-Йорке рассказывает о культуре древнего народа в наиболее важный и славный его период продолжительностью тринадцать веков — с IV до XVII столетия. Более ста сорока экспонатов собраны из музейных и частных собраний по всему миру.
Точкой отсчета для кураторов стал 301 год — традиционная дата принятия христианства в Великой Армении, как называлось древнее государство, более шестисот лет существовавшее на Армянском нагорье. Впрочем, связь с христианской культурой на этой территории гораздо глубже — подножие горы Арарат считается пристанищем Ноева ковчега, об обнаружении которого за последние сто лет заявляли и астронавты, и летчики, и альпинисты. Финальной исторической границей для кураторов стали 1604–1605 годы — время Великого сургуна, когда персидский шах Аббас I не просто отвоевал земли у Османской империи, но и изгнал более 250 тыс. армян вглубь Персии, при этом большинство из них были жестоко убиты либо погибли в пути.
Между этими точками — уникальная культура, сформировавшаяся на перекрестье восточных торговых путей, пережившая правление Византии, Арабского халифата, Золотой Орды и Тамерлана, сохранившая свою самобытность и распространившая ее по всему миру.
Чтобы представить масштаб влияния, достаточно посмотреть на список музеев и фондов, принявших участие в выставке. Более половины экспонатов приехали из Армении, остальные предоставили музеи Галуста Гульбенкяна в Португалии и Америке, Армянский музей в Бостоне, музей Алекса и Мари Манукян в Саутфилде, штат Мичиган, а также крупные религиозные общины в Ливане, Иерусалиме и Венеции. Для многих объектов это первое путешествие за несколько веков.
В экспозиции можно увидеть драгоценные реликварии и предметы церковного обихода, древние рукописи из Эчмиадзинского монастыря, монументальную скульптуру и модели церквей, характерные хачкары — каменные стелы с изображением креста, средневековую керамику и резные двери храмов, золотые украшения и карту, составленную английским бенедиктинским монахом в середине XIII века.
Zakariay of Gnunik / Hakob of Julfa
Alexander Romance
1538-1544
“Matenadaran” Mesrop Mashtots‘ Institute-Museum of Ancient Manuscripts, Yerevan, Armenia
An Armenian Bishop
ca. 1650
Los Angeles County Museum of Art, The Nasli M. Heeramaneck Collection, gift of Joan Palevsky
Dawit Anhaght
Definition of Philosophy
1280
“Matenadaran” Mesrop Mashtots‘ Institute-Museum of Ancient Manuscripts, Yerevan, Armenia
Sargis Pidzak
Bible of Yerevan
1338
“Matenadaran” Mesrop Mashtots‘ Institute-Museum of Ancient Manuscripts, Yerevan, Armenia
Esayi Ntchetsi / Toros Taronatsi
Bible
1318
“Matenadaran” Mesrop Mashtots‘ Institute-Museum of Ancient Manuscripts, Yerevan, Armenia
Second Prince Vasak Gospel Book
1268–1285
Armenian Patriarchate of Jerusalem
Conical Vessel
1778
Mother See of Holy Etchmiadzin, Armenia
Carved Door
1486
History Museum of Armenia, YerevanSpecial loan of the History Museum of Armenia
Khachkar / Stone Cross
12th century
Special loan of the History Museum of Armenia
Ecclesiastical Cope
first half 17th century
Crescent-Shaped Earrings
11th–12th century
History Museum of Armenia, Yerevan
Bardzrberd Gospel Book cover made at the fortress Hromkla by Vardan
1254
Holy See of Cicilia, Antelias, Lebanon
Reliquary of the Holy Lance
1687
Made in Valarsapat/Etchmiadzin (?)
Arm Reliquary of Saint Nicholas
1315
Holy See of Cilicia, Antelias, Lebanon








