Содержание статьи
Что такое digital health, тёмные паттерны и как это связано с интерфейсами
По исследованию Quartz Index, в среднем пользователи США касаются смартфона каждые полминуты или 2617 раз в день. Десятки приложений на смартфоне: соцсети, мессенджеры, банки, подкасты, видеохостинги и даже приложения для бега напоминают о себе. Они заваливают нас бесполезными уведомлениями, даже если мы этого не хотим, и отнимают самый ценный ресурс — время.
Но в последние два месяца ситуация начала меняться. Крупные компании постепенно отказываются от нечестных решений в интерфейсах и бесконечных уведомления.
Что происходит
Восьмого мая на конференции Google I/O представители компании рассказали о новом проекте Digital Wellbeing. Цель проекта — помочь пользователям проводить меньше времени в смартфонах.
Для этого в новой версии Android появится возможность:
– видеть, сколько раз в день вы брали телефон и сколько минут провели в отдельном приложении;
— получать уведомления о новых письмах и видео на Youtube в одном сообщении;
— поставить напоминание о перерыве, если вы надолго залипли в телефон;
— отключить все уведомления, перевернув телефон экраном вниз;
— задавать команды и управлять голосом, чтобы меньше брать телефон в руки.
Теперь неважные уведомления собираются в отдельную папку, а управлять смартфоном за рулем можно через специальное приложение Android Auto
Вслед за Google, 1 июня, Apple анонсировала инициативу Digital Health, которая позволяет пользователям iPhone, iPad, Macbook, Apple TV и Apple Watch видеть, сколько времени они проводят в интернете и соцсетях.
Пользователи iPhone уже оценили новые функции iOS 12:
– возможность включить режим «Не беспокоить», пока вы находитесь в определенном месте — например, на занятиях или деловой встрече;
– уведомления от одного приложения группируются, а не выкатываются огромной простыней;
– приложение Screentime считает, сколько времени вы проводите в телефоне, и позволяет установить лимит для конкретного приложения.
Почему Google и Apple меняют подход к интерфейсам
На длинной дистанции прежний подход вредит здоровью пользователей и отнимает их время. Продукты и сервисы, которые заваливают пользователя уведомлениями и используют тёмные схемы для сбора информации о клиентах, не задумываются о негативном влиянии на людей. Пользователи устают от избытка писем, уведомлений и SMS.
Рассмотрим это на примере Youtube. По умолчанию мобильное приложение присылает уведомление о видео, которое может быть вам интересно. Вы переходите и смотрите его, после чего автоматически запускается следующее видео. Чем больше времени вы проведете на Youtube, тем больше видеороликов система рекомендаций сможет вам предложить. Чем больше вы смотрите видео, тем больше рекламы вы видите, тем больше денег тратите. Рекламодатели видят, что реклама работает, и несут Youtube ещё больше денег. Во всей этой цепочке в выигрыше остается только Youtube.
Другой пример — Facebook. Отдельные исследования доказали, что для некоторых пользователей соцсеть стала причиной депрессии. Это происходит из-за страха пропустить что-то важное. Пользователь проверяет смартфон каждые пять минут в надежде увидеть новые лайки, комментарии, репосты, но по факту тратит жизнь на виртуальные атрибуты успешности.
Google и Apple первыми среди большой четверки GAFA (Google, Amazon, Facebook, Apple) поняли, что продолжать прежнюю политику нельзя. Жизненные ресурсы человека ограничены. И чем больше времени человек тратит на интернет, тем меньше сил и здоровья у него остается на то, чтобы возвращаться туда. Единственное решение, которое одновременно сохранит здоровье человека и его лояльность к продукту — сделать интерфейс ориентированным на потребности пользователя.
По мнению Марка Ханга, аналитика Gartner, всё, что Facebook, Apple и Google сделали за последние 12–18 месяцев — позитивные шаги. «Они обозначили проблему, а это уже хорошо», — считает Марк.
Как это поможет их бизнесу
Новый подход повысит лояльность существующих пользователей. А также — привлечет новых, которым важны время, открытость, честность и забота о здоровье.
Google и Apple решили, что отныне их главная задача — помочь пользователям больше времени проводить с семьей и друзьями, творить и развиваться. Но, как считает Брайан Солис, главный аналитик Altimeter, намерения корпораций не бескорыстны. Взамен, пользователи будут больше доверять сервисам компаний и по-прежнему пользоваться их программами.
«Пока они владеют вашим вниманием, они могут монетизировать его», — говорит Брайан в интервью Yahoo Finance.
Это особенно актуально для компаний, которые производят программное обеспечение и комплектующие. Чем быстрее и эффективнее ваш смартфон, тем легче и быстрее запускаются даже самые требовательные приложения, тем чаще и дольше вы пользуетесь таким смартфоном.
Однако, упрекать Google, Facebook и Apple в стремлении зарабатывать деньги нельзя. Переориентация продуктов на человека будет происходить постепенно. Первые осознанные шаги уже сделаны, а значит в ближайшее время другие компании последуют за лидерами.
Какие ещё компании выбрали этот путь
Пока таких компаний немного. В мире, кроме Google и Apple, над проблемой задумались в Accenture. Там внимательно изучают поведение пользователей и оптимизируют сервисы под потребности клиентов. Но таких глобальных решений, как Digital Health или Digital Wellbeing, в Accenture пока нет.
Еще в январе 2018 Марк Цукерберг, основатель Facebook, также обеспокоился проблемой зависимости пользователей от самой крупной соцсети в мире. Теперь новостная лента Facebook в первую очередь показывает не просто релевантный контент, а новости с наибольшей социальной значимостью. По словам Цукерберга, это поможет вовлечь пользователей в настоящие социальные связи и сократить время пребывания в соцсети.
«Я надеюсь, что время, которое вы проводите на Facebook, станет более ценным, — пишет Цукерберг, — и если мы сделаем всё правильно, я уверен, в долгосрочной перспективе это будет выгодно и для пользователей и для бизнеса».
Несколько месяцев команда соцсети работала над тем, чтобы пользователи Фейсбука проводили время с пользой. И на прошлой неделе Марк Цукерберг анонсировал новый инструмент Your Time on Facebook. Приложение будет показывать, сколько времени пользователь провел на сайте и в мобильном приложении Фейсбука за последние семь дней. Пользователь сможет установить лимит времени на каждый день, и получит уведомление, когда лимит закончится.
Instagram теперь предупреждает пользователей о том, что они просмотрели все новые посты. Эта функция поможет избежать слишком долгих сессий без просмотра чего-то нового.
В отличии от западного дизайн-сообщества, в России об ориентированности интерфейсов на человека и отказе от тёмных паттернов почти не говорят. В сети мы нашли всего три оригинальных материала на русском. Остальное: колонки в зарубежных медиа, заметки в блогах западных дизайнеров и переводы их постов на русский.
Как считает арт-директор Алексей Шепелин, на это есть две причины: «В России нет компаний масштаба Google и Apple, которые могут точно настраивать систему и использовать её ресурсы, чтобы сделать всю черновую работу за пользователя. В подобном направлении двигается Microsoft. Например, недавно она купила Github и планирует интегрировать его в свою экосистему.
Бизнес в России по-прежнему мыслит и развивается по принципу — «здесь и сейчас». Поэтому тёмные паттерны будут процветать и появляться в более сложной трудноуловимой форме. Лишь немногие компании думают о долгосрочном развитии и лояльности клиентов. Например, последнее время Сбербанк радует за счет контраста. В перспективе это, конечно, принесет им выгоду».
После редизайна «Сбербанк» отказался от сносок и мелкого серого текста — вся важная информация на виду
«ВКонтакте» регулярно обновляет и улучшает интерфейс. Последнее обновление — большой шаг навстречу пользователям, оно расширяет настройку оповещений
Если мы хотим делать успешные и удобные продукты для людей, единственный путь — создавать интерфейс с заботой о пользователях.
Благодарим Костю Горского, который рассказывал о инициативах внутри Google в своем канале и дал идею для этой статьи.
Статья была опубликована на vc.ru
Источник: сайт designpub.ru