Эта статья основана на трудах Гюстава Ле Бона, и моих личных наблюдениях и мыслях. Вы можете быть с ними не согласны, и это хорошо. Подвергайте все сомнению, тогда вами будет сложнее манипулировать.
Содержание статьи
Что такое толпа
Я отмечу, что под толпой я подразумеваю не простое скопление людей, а скорее группу, объединённую общей целью. Но в отличии от коллективов, толпа распадается сразу по достижению своей цели. То есть хаотичная масса людей на улице — не толпа, хоть и находятся в одном месте. А вот если они все ринуться смотреть новогоднее обращение на площади, то станут толпой ровно на этот срок.
Есть множество предрассудков относительно больших масс людей. Например, считается, что толпы неуправляемы или агрессивны. Конечно, они характеризуются пониженным уровнем интеллекта каждого индивида в них, но при этом толпа может быть как преступной, так и героичной. Примером последней могут стать солдаты на поле боя.
Благодаря принадлежности толпе, на поверхность выходят самые глубинные бессознательные части личности, и даже не на индивидуальном, а на расовом уровне. Под последним я подразумеваю этническую принадлежность, собирательный образ толпы, ее персону, если хотите. Лебон называл это душой толпы, то есть проявившиеся заложенные в нас с рождения и подпитанные воспитанием модели поведения. Как формируется эта самая душа, мы обсудим ниже. Пока же нужно понять, что в толпе индивидуальности растворяются и на свет выходят подавленные эмоции, страхи и желания, объединяющие толпу в один организм.
Это проявление происходит благодаря тому, что снижается контроль над Ид за счёт безликости толпы и её безответственной анархии. То есть индивид перестаёт осознавать свою индивидуальную ответственности за свои поступки. Поэтому не нужно искать рациональность — толпа движима эмоциями и порывами, как маленький ребенок, который не осознаёт, что можно делать, а что нельзя.
Всё описанное выше было актуально в 19 веке, было актуально в 20, и к сожалению, актуально сейчас. Пусть на улицах уже не собираются толпы людей, но они обрели место, где растворение личности происходит также эффективно — сеть. Если раньше, превращение людей в животных происходило при физическом скопище, то сейчас анонимность интернета позволяет снимать маску человечности не отрывая зада от дивана.
Я не говорю, что платформы, чаты и каналы — это плохо. Я говорю о том, что это почти такая же толпа людей, как если бы она родилась на улице. И подчиняется она тем же законам. Конечно, риск того, что люди поднимут свои мощи и пойдут штурмовать какой-нибудь дворец минимален. Но и революции сейчас происходят не на площадях. СМИ превратились в оружее похлеще ядерного. Поэтому так важно знать, как влиять на толпу. Не затем, чтобы это делать, а затем, чтобы следить, чтобы никто не использовал эту силу во вред.
Вот, что важно знать о толпе:
1) она импульсивна, то есть она загорается и горит быстро;
2) она легко поддается внушению, и может легко менять свои установки на противоположные;
3) она воспринимает мир как чёрное и белое, никаких серых оттенков;
4) она движется под влиянием бессознательного, а значит почти неуправляема;
5) единственное, что она воспринимает — это образы, несвязанные друг с другом.
Получается, толпа мыслить образами, которые рождаются из ассоциаций. Любой образ должен быть максимально простым и направленным в нужное русло. Обычно, можно даже обойтись и без длинных речей — достаточно короткой, но яркой истории. А по её завершению озвучить нужный вам вывод. Парадоксально, но это так. Можно обойтись любой яркой историей, которая найдёт отклик, а после просто произнести нужные слова. Этого достаточно, чтобы сформировать нужное вам верование. Толпа не ищет логических доводов, она не мыслит, она воспринимает. То есть если два оратора сойдутся в дебатах за верование толпы, победит тот, кто будет обращаться к сердцам, а не умам.
Примером тому может служить «Битва вкусов», которую проводила Pepsi. Для тех кто не в курсе, команда Pepsi предлагала случайным людям выбрать из двух напитков тот, который нравится им больше и «55% людей выбрали Pepsi». Фраза в кавычках стала флагманом их новой рекламной компании. Ну, нам-то с вами понятно: скорее всего методология была дырявой, раз о ней не говорят; эксперимент не повторялся, так что невозможно оценить статистическую погрешность (5% не такое большое отклонение). И головой мы, как индивиды это принимаем, но толпе все равно: 55% это больше половины, а значит все предпочитают Pepsi.
Потому, кстати, так эффективно переименовывать то, что неугодно толпе. «Подати» и «оброк» → «налоги», «увеличение цен» → «реформу ценообразования» и т.д. Изменения внесены, значит пора опускать вилы и тушить костёр, хотя по факту ничего не изменилось.
Душа и верования толпы
Я уже говорил о том, что индивидуальность в толпе растворяется, и рациональность уступает своё место подавленным чувствам и образам — душе толпы. Вот, что может оказать влияние на её формирование, и что нужно учитывать грамотному оратору, если он хочет преуспеть:
- Раса, как укоренённые в нас рефлексы и особенности. Сюда можно отнести наш страх смерти, желание социальной принадлежности и другие безусловные особенности;
- Традиции, как неискоренимые появления культуры. То есть все наши ритуалы и мировосприятие продиктованы традициями, а значит и их влияние неоспоримо. Чрезвычайно сложно искоренить обиды, комплексы и верования, которые культивировались поколениями;
- Время и дух эпохи, как временные, но весомые факторы среды. Лебон в своих трудах относил к расе воздействия внешних факторов, такие как угнетение или рабство, но я бы сказал, что это скорее особенности эпохи и времени, нежели заложенные в нас установки. Если говорить про действительность, то сейчас в «тренде» толерантность, то есть образы ущемления чьих-то прав сразу поднимают в топах волну возмущения;
- Учреждения управления не соответствующие душе рассы (правокаторы революций). Хорошим примером будет Роскомнадзор, который вызывает своими действиями кучу волнений;
- Локальное образование и воспитание. Последние, но не по важности, являются, возможно, производными от традиций и веяний эпохи, но оказывают большое влияние на верования толпы.
Управление толпой
Внутри души толпы всегда существует желание повиноваться сильному или авторитетному вожаку. Именно это слово лучше подойдёт. Вожаки, однако, не могут направлять толпу без объяснения, точнее оправдания. Почему им стоит верить? Есть причины внешние (титулы, богатство) и внутренние (врождённое обаяние). Потому, зачастую лидеры мнений (певцы, актёры, ведущие теле-шоу) имеют больше влияния на толпу, чем законные представители.
Для реализации этого желания вожак, использует следующие приемы:
— формулирует простое утверждение, неподтвержденное никакими логическими доводами (не заставляйте толпу думать);
— постоянно повторяет свои идеи, внедряя идеи в душу толпы;
— использует «заразу», как механизм распространения, которому подвластны все.
О заразе, наверное, стоит сказать подробнее. Заключается этот феномен в том, как верования распространяются от одного человека на всю толпу. Это происходит благодаря уже описанному снижению ответственности, а также нашему стадному инстинкту, механизму, который помогал нашему виду выживать на протяжении тысяч лет. Описать его можно фразой «делай, как все и не сдохнешь». Я думаю, что это имеет отношение к нашим уникальным зеркальным нейронам. Этим маленьким негодникам мы обязаны нашей невероятной эмпатии. Но вместе с ней и пришла эта податливость внушению. И я не думаю, что она куда-то денется в ближайшем будущем—зараза работала и будет продолжать работать.