В конце сентября в Санкт-Петербурге прошел первый фестиваль медиаискусства Digital Rain. Событие объединило российских и зарубежных художников — в рамках дебютного издания кураторы предложили им исследовать тему «Потоки» как метафору цифрового обмена. Что из этого вышло, своими глазами увидела дизайнер Екатерина Елизарова, а мы попросили ее поделиться впечатлениями в авторских дневниках.
Содержание статьи
- 1 Екатерина Елизарова дизайнер
- 2 Инсталляция «Антихрупкость 3.D» LYM ART/ LYM Robotics
- 3 Инсталляция ROW TUNDRA
- 4 Инсталляция «Эйвум. Цифровая вьюга» Interstellar Production
- 5 Инсталляция Lighthouse Talking Birds & Flying Fish
- 6 Выставка «Потоки.Вода» Digital Rain × Русский музей
- 7 Выставка «Источник» SHUM х SOMA Laboratory
Екатерина Елизарова дизайнер
Искусство перестало быть объектом и превратилось в полноценную среду, где свет, звук и алгоритмы создают новые формы присутствия. Санкт-Петербург всегда жил на границе времен и смыслов. Здесь барочные фасады выступают фоном для экспериментов, а сама атмосфера города рождает диалог классики и технологий. Неслучайно именно Северная столица стала пространством для рождения нового фестиваля Digital Rain. Первый сезон — это погружение в цифровую стихию. Поток света, звука, проекций и генеративной графики превращает пространство в живую ткань.
Зритель больше не «наблюдает», а становится частью процесса, движением, каплей в общем цифровом дожде.
Фото: Digital Rain
Digital Rain собрал художников, работающих с VR, AR, искусственным интеллектом, 3D-мэппингом и сенсорными технологиями. Их проекты — это новые миры, которые нельзя пересказать словами, их можно только прожить. Здесь алгоритм становится поэзией, а технологии — медиумом для разговора о человеке, времени и будущем. Ниже расскажу об инсталляциях и проектах, которые запомнились мне больше всего.
Инсталляция «Антихрупкость 3.D» LYM ART/ LYM Robotics
Фото: Digital Rain
«Антихрупкость 3.D» — это визуализация рождения мысли как напряжения между полюсами. Подобно электродам индукционной катушки, два робота-манипулятора удерживают баланс, а волюметрические нити становятся точкой зарождения энергии — еле уловимым моментом возникновения идеи. Проект LYM ART/ LYM Robotics раскрывает пять этапов рождения и развития мысли, от скрытого потенциала до стремления к реализации. Впервые эту инсталляцию я увидела на фестивале цифрового искусства НУР в Казани, и она уже тогда произвела на меня сильное впечатление. Теперь проект стал еще более масштабным и обновил роборуки. Команда LYM ART/ LYM Robotics — одна из тех, кто прямо сейчас формирует направление медиаарта в нашей стране.
Инсталляция ROW TUNDRA


Фото: Екатерина Елизарова
TUNDRA — команда художников, исследующих синтетические аспекты взаимодействия между звуком, светом, пространством и технологиями. Их инсталляция ROW представляет собой аудиовизуальное произведение, выстроенное в десять «голографических» дисплеев, создающих многослойное трёхмерное изображение, визуально отражающее вариации звука. Название проекта отсылает к линейной структуре, которая служит основой для построения как визуальной, так и звуковой композиции. Инсталляция непрерывно трансформирует абстрактные данные в сложный аудиовизуальный язык, создавая эффект живой, меняющейся скульптуры из света и звука.
Инсталляция «Эйвум. Цифровая вьюга» Interstellar Production
Фото: Digital Rain
Генеративный контент, который разворачивался на всех поверхностях одновременно. Динамичная иммерсивная инсталляция высотой более шести метров создана из почти 600 квадратных метров ткани разной плотности. Несколько мощных вентиляторов формируют непрерывное движение, напоминающее снежную вьюгу, а радиальные проекции делают ее цифровой. Потоки информационных кодов и массивы данных, бесконечно окружающие нас, как будто превращаются в отдельный живой организм.
Инсталляция Lighthouse Talking Birds & Flying Fish


Фото: Екатерина Елизарова
Эта инсталляция, созданная международной мультимедиа студией Talking Birds & Flying Fish, стала моим личным фаворитом фестиваля. Форма, очищенная до сути, и свет на уровне искусства, идеально вписанные в контекст. Она натолкнула меня на мысль о том, как важно беречь внутренний свет, который освещает путь даже в темные времена. Он одновременно хрупок и обладает большой силой: дает опору и ориентир там, где порой нам труднее всего.
Выставка «Потоки.Вода» Digital Rain × Русский музей


Фото: Екатерина Елизарова
Вода как энергия, жизнь и память. Каждый из авторов совместной выставки фестиваля и Русского музея по-своему раскрыл эту стихию, погружая зрителя то в физический опыт звука падающих капель, то в виртуальную реальность и фантазийные миры. Эмоционально сильным стало художественное высказывание Марины Куликовой «Воспоминание о мире без человека». Визуальный перформанс, в рамках которого человек превращается в живую, мимикрирующую систему. Образы, которые сопровождает голос. Несколько минут, которые заставляют тебя совсем иначе посмотреть на существование человека.
Выставка «Источник» SHUM х SOMA Laboratory


Фото: Екатерина Елизарова
Есть то, что очевидно сразу: форма в материи, ее фактура, цвет. Взаимодействие с ней создает чувственный опыт. Но есть и другой слой, который остается невидимым, но окружает нас непрерывно. Частицы, волны, которые содержат свою информацию. Дополненные смыслами авторов, каждый предмет совместного проекта SHUM x SOMA Laboratory оживает своей звуковой историей. Если поднести к нему прибор, который считывает излучение электромагнитных волн, можно услышать, как звучит ветер, голос, озвучивающий чувства и фрагменты интервью, наложенные друг на друга так, что, кажется, они формируют сдвиг в реальности.
Перформансы фестиваля. Видео: Digital Rain
Digital Rain запомнился не только инсталляциями, выставками и яркими коллаборациями, но и живыми перформансами, где звук, движение и свет создавали единое поле опыта. Музыкальные эксперименты, пластические постановки, танцевальные номера и live-coding-сеты превращали каждый вечер в уникальное событие, где зритель становился частью цифровой стихии и непосредственным участником художественного процесса. Особое место в фестивале заняла образовательная программа. Лекции, мастер-классы и дискуссии объединили художников, кураторов и исследователей медиаарта, которые делились знаниями о взаимодействии технологий и искусства, этике работы с искусственным интеллектом и возможностях иммерсивных форматов.
Фото: Digital Rain; Екатерина Елизарова
Лично для меня Digital Rain стал не только пространством восприятия, но и пространством понимания, где создаются новые культурные смыслы и формируется аудитория будущего медиаарта.
Фестиваль Digital Rain открыл новые горизонты медиаарта в Санкт-Петербурге: свет, звук и алгоритмы здесь становятся языком, на котором говорит современное искусство. Зритель превращается в соавтора, пространство — в поле для эксперимента, а технологии — в новую поэзию. Благодаря этому событию Северная столица на несколько дней стала местом, где классика и инновации слились в единый художественный поток. Первый сезон фестиваля оставил ощущение, что цифровой дождь только начинается.
Фото на обложке: Digital Rain.
Материал с сайта: https://design-mate.ru