За пять лет проект Палаты прошел путь от небольшой петербургской галереи до участника крупнейших мировых ярмарок, среди которых ART021 в Шанхае, BAD+ в Бордо, PAD в Париже, Collectible в Брюсселе и Нью-Йорке. Следующий дебют команды состоится в декабре на Alcova Miami. В преддверии выставки мы расспросили основательницу Палат Юлию Лобойко о первых отказах и долгожданном успехе, а также о том, чем отличаются рынки Европы, Азии и США и чему ее научили международные поездки.
Содержание статьи
- 1 Юлия Лобойко основательница галереи ПалатыЮлия из Палат
- 2 Как все начиналось: первые заявки и дебют в Бордо
- 3 Азия, Европа, США: три разных мира коллекционного дизайна
- 4 Подготовка к ярмаркам
- 5 Как местная публика приняла Палаты
- 6 Чему команду научил международный опыт
- 7 Чего не хватает российским ярмаркам
- 8 Критерии успеха и планы на будущее
Юлия Лобойко основательница галереи ПалатыЮлия из Палат
Как все начиналось: первые заявки и дебют в Бордо
Еще в 2020 году я сформулировала миссию галереи Палаты как поиск и интеграция локального ДНК в предметы искусства и дизайна, востребованные на международном уровне. Несмотря на турбулентное время, отказываться от идеи выхода на мировую арену мы не стали, и она всегда оставалась частью общей стратегии развития проекта. Прежде всего потому, что я вижу большой потенциал в объектах наших авторов. Они оригинальные, самобытные и действительно востребованные.
В 2022 году мы разослали около двадцати заявок на участие в выставках и ярмарках по всему миру и, разумеется, получили отказы. Только в июне 2024 года нам удалось представить свой стенд на международном событии: это была ярмарка BAD+ в Бордо. Мы попали туда благодаря моим личным связям — нужно было, чтобы кто-то поручился за нас. К счастью, у организаторов уже был положительный опыт взаимодействия с художниками из России, они понимали наш контекст.

Стенд галереи Палаты на ярмарке BAD+ в Бордо. Фото: Палаты
Нам дали шанс: ответ от команды пришел всего за полтора месяца до открытия, и мы каким-то чудом успели подготовить стенд.
Следующей стала выставка ART021 в Шанхае в ноябре 2024 года, где мы представили концептуальный и, как мне кажется, сильный стенд. Продажи тоже были отличные: у нас купили 24 объекта Натальи Макаровой, художницы по керамике, работающей в технике плетения из жгута. Уже после этого состоялась личная встреча с основателем PAD Paris, месье Патриком Перреном. Мы подавались на ярмарку три года подряд, и только по итогам этой встречи наше участие подтвердилось.
Азия, Европа, США: три разных мира коллекционного дизайна
Азиатский рынок, на мой взгляд, может принести самый быстрый коммерческий результат, в то время как европейский дает потрясающий репутационный рост. И хотя в США мы еще не выставлялись на тех площадках, где мне хотелось бы, я глубоко убеждена, что американская арт-среда сочетает в себе два упомянутых выше фактора: и коммерческий потенциал, и репутационный. Это зрелый и требовательный рынок с высокой общей насмотренностью, искушенной и платежеспособной аудиторией.

Стенд галереи Палаты на выставке ART021 в Шанхае. Фото: Палаты
Для Китая характерна поразительная экономическая динамика и стремительный рост интереса к искусству. Аудитория там энергичная, жадная до нового, готовая покупать коллекционные объекты. Из-за определенной изоляции, даже при наличии финансовых возможностей местные коллекционеры не всегда могли приобрести зарубежные работы. Приезжая туда, ты априори оказываешься в выигрышном положении: люди сами подходят к стенду и проявляют интерес.
Европа — очень профессиональный, искушенный рынок, но при этом сейчас там заметно снизилась покупательская активность. Даже при том, что экономический рост в регионе замедлился не критически, для европейцев, привыкших к стабильности, это стало стрессом. Поэтому они предпочитают выждать и сейчас не покупают, не инвестируют и не тратят.


Стенд галереи Палаты на ярмарке BAD+ в Бордо. Фото: Палаты
США, в свою очередь, остаются одной из сильнейших экономик мира. И особенно ценно, что там действительно существует культура управления коллекционным дизайном и искусством, осознанное и системное отношение к этому сегменту.
Еще я отметила, что для зарубежных выставок и ярмарок характерен личный подход. Во всех международных проектах, в которых мы участвовали, отбор и курирование галерей проводятся с большим вниманием к личности. Например, месье Перрен принципиально знакомится с каждым участником PAD. Он хочет быть уверен, что это люди, которые действительно живут искусством и дизайном и глубоко вовлечены в процесс. На российских событиях, к сожалению, такого интереса к самим участникам почти нет. Возможно, это связано с культурными особенностями, но отсутствие личного контакта сильно ощущается.
Подготовка к ярмаркам
Каждый раз состав экспозиции формируется с учетом специфики конкретной площадки, но в основе всегда остаются принципы и концепция Палат. У каждого события есть свои особенности. Например, Collectible позиционирует себя как единственная ярмарка коллекционного дизайна XXI века. На этой площадке важно показывать не просто актуальные или модные предметы, но те, которые задают направление и предопределяют будущие тренды.
Это история про «дизайн будущего», и именно такие объекты мы отбирали для экспозиции.
PAD — старейшая выставка коллекционного дизайна в мире, с уже сформированной репутацией и аудиторией. Ее публика ожидает увидеть работы определенного уровня и по качеству исполнения, и по ценовому сегменту. Нам было важно это учесть.

Стенд галереи Палаты на выставке PAD Paris 2025. Фото: Александр Девятченко
В случае с ярмаркой в Шанхае сложнее делать масштабные выводы, потому что она была посвящена в первую очередь современному искусству. На ней мы показали часть коллекции Палат на стыке дизайна и декоративно-прикладного искусства. За две недели до открытия я осознала, что почти вся экспозиция состоит из керамики — материала, история которого в Китае насчитывает тысячелетия. Хочется сказать, что это был дерзкий стратегический ход, но на самом деле у меня просто была художница, работы которой я хотела продвигать. В результате они оказались особенно уместны именно в китайском контексте. Керамика в Китае — это не просто материал, а часть культурного кода, поэтому публика восприняла их с восторгом.
Как местная публика приняла Палаты
Часть зарубежной аудитории, особенно в Азии, во многом похожа на российскую. Мы видели такой же живой интерес, искреннее любопытство, неподдельную эмоциональную реакцию на объекты. Желание купить там рождается не из стратегических и инвестиционных соображений, а из внутреннего отклика на работу. Нас, как российскую галерею, принимали прекрасно: у китайцев действительно есть симпатия к России, и это чувствуется. В Европе, особенно в Париже, прием тоже был невероятно теплым. Думаю, это связано не столько с общеевропейским контекстом, сколько с особой историей отношений между Россией и Францией: у нас общая традиция уважения и любви к искусству во всех его проявлениях. В Брюсселе атмосфера была чуть более сдержанной, но все равно очень приятной. Нас оценивали по качеству представленных работ, что особенно ценно. Благодаря этому, например, мы получили награду от куратора главной секции CURATED на Collectible 2025, нью-йоркского художника Брехта Райта Гандера.


Стенд галереи Палаты на ярмарке Collectible 2025 в Брюсселе. Фото: Кристина Никишина
На Collectible в Нью-Йорке прием оказался чуть более холодным, особенно со стороны прессы и медийного сообщества. Если в Париже о нас написали в печатных версиях Elle Decoration, AD France и The Art Newspaper France, а в день открытия PAD издание Marie Claire Maison выпустило статью с нашим стендом на первом развороте, то в США мы впервые столкнулись с негативной реакцией в свой адрес. Я очень благодарна организаторам ярмарки за то, что они не поддались давлению и сохранили свое решение поддержать нас наравне с другими участниками. При этом широкая аудитория реагировала хорошо: гости высоко оценивали и концепцию работ, и качество исполнения.
Чему команду научил международный опыт
Участие в каждом из этих событий подарило колоссальный опыт, возможность не просто пройтись по ярмарке как гость, а действительно погрузиться в процесс, увидеть все изнутри, посмотреть, как работают лучшие мировые коллеги. Прежде всего это помогло понять, как вообще устроена структура подобных событий: как формируется список участников, как выстраиваются коммуникации, как работают организаторы и кураторы. Во-вторых, это сильно повысило мою насмотренность. Я смогла проанализировать, как действуют ведущие представители рынка, и многому у них научиться. И, в-третьих, это дало мне уверенность в том, что Палаты действительно востребованы; что это самобытный проект, у которого есть потенциал развиваться без ограничений, пока хватает сил, энергии и, конечно, финансовых возможностей.

Стенд галереи Палаты на выставке PAD Paris 2025. Фото: Александр Девятченко
Без внутренней убежденности точно ничего бы не получилось. Мне кажется, в любом деле важно самому верить в то, что ты делаешь: тогда и другие люди начинают подключаться и помогать. Поверхностный или конъюнктурный подход долго не живет. Развитие Палат началось задолго до того, как «русскость» стала трендом и вокруг этой темы начали появляться многочисленные проекты и бизнес-инициативы.
Галерея Палаты не субсидируется и не получает постоянной финансовой поддержки от внешних структур. У нас нет международных связей или институциональных партнеров, которые бы нас продвигали или поддерживали. Единственное, ради чего нас приглашали и продолжают приглашать организаторы ярмарок, — это качество объектов художников и качество кураторской работы. Совместные усилия авторов, куратора и всей команды формируют продукт, от которого ведущие мировые площадки не могут отказаться, даже в нынешней непростой ситуации. Так, в этом году мы не отправили ни одной заявки, но уже получили около десятка приглашений к участию.
Чего не хватает российским ярмаркам
На мой взгляд, нам нужно подтянуть общий уровень развития индустрии, и это касается всех участников рынка: не только организаторов выставок, но и галерей, кураторов, коллекционеров. Мы находимся в стадии активного роста, что абсолютно логично: из-за исторических и политических обстоятельств нам приходится многое наверстывать. Этот рост происходит быстро, порой слишком быстро, без достаточной глубины. Хочется, чтобы мы начали не просто стремительно двигаться вперед, а идти вглубь: развивать более качественный, осмысленный подход, формировать насмотренность, повышать общий профессиональный уровень. У нас есть отличные события, невероятно одаренные художники и дизайнеры, но именно профессиональное развитие, рост компетенций, умение работать глубже и системнее может по-настоящему продвинуть индустрию вперед.

Стенд галереи Палаты на ярмарке Cosmoscow 2024. Фото: Палаты
Критерии успеха и планы на будущее
Для меня все ярмарки, в которых мы участвовали, были успешными — даже те, которые оставили неоднозначные впечатления, ведь только через ошибки и честные выводы можно расти. Каждая дала свой особенный опыт, позволила понять, как функционирует индустрия, и осмысленнее посмотреть на собственную работу. Если рассуждать в терминах галерейного бизнеса, то важен конечный результат, то есть продажи. Можно было бы сказать, что успех определяется только этим, но на самом деле ярмарки — это не только и не столько про продажи. Это пиар, инфоповод, возможность быть включенными в международный контекст.
Что касается ближайших планов, то рынок США для нас пока покорен не до конца. Думаю, понадобится еще немало времени, чтобы попасть на ведущие площадки и войти в пул топовых представителей коллекционного дизайна. Если говорить о развитии проекта в целом, то мне хочется, чтобы Палаты двигались не в сторону количества, а в сторону качества. Чтобы мы впечатляли не числом мероприятий, а уровнем исполнения.

Стенд галереи Палаты на ярмарке Collectible в Нью-Йорке. Фото: Дэн Спрингстон
Моя личная цель и мечта — уделять каждому событию столько внимания, чтобы оно становилось по-настоящему глубоким и ярким.
Мир сейчас очень быстрый, событий и процессов слишком много, и если распыляться, теряется глубина. Возможно, в следующем году мероприятий в нашем календаре станет меньше, но каждое из них будет осмысленным, запоминающимся и сильным. Большое счастье, что в этой амбиции меня поддерживает и команда, и художники.
Фото на обложке: стенд галереи Палаты на выставке PAD Paris 2025. Фото: Александр Девятченко.
Материал с сайта: https://design-mate.ru








