До 29 мая в культурном центре «Волна» в Выксе проходит выставка-исследование «Следы труда», организованная фондами MaxArt и «ОМК-Участие». В рамках проекта можно увидеть работы 13 художников, которые через живопись, скульптуру, графику и арт-объекты говорят о связи труда и творческого начала, а также показывают скрытые от зрителя художественные процессы. Выставка предлагает взглянуть на труд не только как на физическое усилие, но и как на символический акт, который формирует идентичность, память и культуру. Мы выделили ключевые работы экспозиции, которые можно изучать в отрыве от общей концепции или как часть единого нарратива.
Татарская художница Зульфия Илькаева представляет серию плакатов, в которых переосмысляет советскую эстетику, соединяя ее с мотивами татарского быта. Ее работы посвящены историям людей, вынужденных менять имена в рабочих ситуациях — в школе, на производстве или рынке. Этот вынужденный компромисс становится метафорой культурной адаптации.
Проект художницы включает 18 бумажных инструкций, где сопоставлены настоящие и «рабочие» имена героев. Через простые, почти документальные формы Илькаева раскрывает сложные вопросы идентичности и памяти, показывая, как труд формирует не только материальную, но и символическую реальность.
Февраль на заводе Стас Багс
В монохромных полотнах Стаса Багса городская среда Выксы предстает как пространство, полностью подчиненное ритму завода. Художник фиксирует маршруты между домом и предприятием, зоны отдыха, места вынужденного одиночества. Его работы — это размышление о том, как труд диктует не только расписание, но и географию жизни.
Один из самых неожиданных элементов его картины — образ Пикачу, помещенный рядом с выксунской Шуховской башней. Этот контраст подчеркивает хрупкость детских воспоминаний в индустриальном ландшафте и заставляет задуматься о сохранении человеческого в мире механического труда.
Без названия Елена Артеменко
Скульптуры Елены Артеменко исследуют границы между физическим усилием и деформацией. Художница использует поролон, который легко сминается, но упрямо восстанавливает форму, превращая его в мраморные объекты. Эти работы — метафора тела рабочего, которое подчиняется внешнему давлению, но сохраняет внутреннюю упругость.
Артеменко задает вопросы: «Когда ежедневное напряжение становится постоянной деформацией?»; «Где проходит грань между созиданием и подавлением?». Ее объекты — это «следы» длительных усилий, застывших в вечности: подобно тому, как труд оставляет отпечаток на теле и сознании, так и образ поролона превращается в мраморную скульптуру.
Из серии «Обращение» Дима Филиппов
Дима Филиппов создает поэтическую реконструкцию семейной истории через призму промышленного прошлого страны. Его серия объектов основана на путешествии с отцом по Алтайскому краю, где художник документирует останки советских заводов.
Минималистичные фотографии и зарисовки передают двойственное ощущение: интимную близость этих мест и их безвозвратную утрату. Филиппов показывает, как труд прошлых поколений растворяется во времени, оставляя после себя лишь архитектурные призраки. Его работы — это медитация о памяти, наследственности и связи личного опыта с коллективной историей.
5 окурков Кирилл Манчунский
Работы Кирилла Манчунского — это ироничные, почти детские образы, сочетающие традицию живописного медиума, вышивку и бытовые предметы. Художник доводит знакомые ситуации до абсурда, превращая повседневность в художественное озорное высказывание.
На выставке можно увидеть работу, где представлены «следы перекура» — паузы, без которой невозможен никакой труд. Манчунский напоминает, что даже в самой рутинной работе есть место для игры и фольклорной мифологии. Его практика — это гимн обыденному, где реальность соседствует с авторской фантазией.
Без названия Настя Жегал
Настя Жегал работает с недолговечными материалами — хлебом, поролоном, гипсом, — которые меняют форму или разрушаются со временем. Ее объекты исследуют труд как процесс непрерывного превращения материи в нечто непостоянное и текучее.
В Выксе Жегал создала серию работ, где пористые структуры становятся метафорой хрупкости человеческих усилий. Ее искусство — это попытка зафиксировать мимолетные следы труда, подобно тому, как волны формируют береговую линию. Через хрупкость материалов художница говорит о неизбежности изменений и уязвимости любого созидания.
Мария Калининаглавный куратор фонда современного искусства MaxArt
Труд, подобно произведению искусства, не знает окончательной точки. Он продолжает пульсировать в застывших материальных следах, в коллективной памяти, в самой ткани времени. Художники выставки предлагают нам множество ключей к осмыслению идеи труда: как глубоко личного творческого жеста или как масштабного социального действа.
Кристина Горлановакуратор арт-резиденции «Выкса»
Было интересно взглянуть на работы из коллекции в рамках темы труда. В условиях довольно очевидной маргинализации художественного процесса как профессиональной деятельности особенно важно говорить об этом. Предметы из обеих коллекций обозначают схожесть в визуальной стороне труда, отношении к материалу, процессуальности и месте эксперимента в любой трудовой деятельности.
На обложке: работа из серии «Обращение», Дима Филиппов.Все фотографии предоставлены пресс-службой выставки.