Выставочный сезон в разгаре не только в музеях, но и в галереях. ARTANDHOUSES выбрал самые интересные экспозиции, которые обязательно нужно увидеть в октябре.
Содержание статьи
«От bozzetto до capriccio. Итальянская графика XVI–XVIII веков из собрания Инны Баженовой»
Фонд IN ARTIBUS, 2 октября — 16 декабря
www.inartibus.org
Камерный показ графики из собрания коллекционера и мецената Инны Баженовой может служить продолжением выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» в Пушкинском музее. Три десятка эскизов, штудий, набросков на разные сюжеты показывают основные имена североитальянских школ XVIXVIII веков. Ключевой работой в обеих экспозициях стало «Время, открывающее Истину» Джамбаттисты Тьеполо. В Пушкинском это большой плафон из палаццо Кьерикати, в собрании Баженовой — эскиз на тот же сюжет в другой интерпретации. Кроме того, на выставке можно увидеть рисунки и офорты Франческо Пармиджанино, Доменико Тинторетто, Паоло Веронезе, Сальватора Розы, братьев Караччи, архитектурные фантазии Джованни Баттисты Пиранези и венецианские каприччио Франческо Гварди.
«Михаил Соколов. Графика»
Галерея «Наши художники», 29 сентября — 28 октября
www.kournikovagallery.ru
Тонкая, рафинированная графика, отголоски кубизма, цитаты из Мане и Пикассо, прекрасные дамы, всадники и купальщицы, библейские сюжеты, а за ними — трагическая судьба, абсолютная невписанность в советскую художественную систему, сталинские лагеря по ложному доносу, нищета и отсутствие заказов. Выставка показывает более 70 рисунков Михаила Соколова из частных московских собраний и приурочена к выходу трехтомника, посвященного его творчеству (готовится к публикации 4-й том, посвященный живописи). Несмотря на трагическую судьбу, в музейных фондах и частных собраниях сохранился внушительный массив его рисунков — около шести тысяч. Трехтомник включает лишь пятую часть, на выставке же представлена малая доля, показывающая лучшие образцы, выполненные в разные годы.
«Борис Смирнов-Русецкий: идущий»
Галерея «Веллум» и «Центр искусств. Москва», 10 октября — 4 декабря
www.artcentre.moscow
Полноценная ретроспектива одного из главных российских космистов. Особую ценность представляют работы Смирнова-Русецкого, написанные в 1920-е годы. На это десятилетие приходится знакомство и переписка с Кандинским, многочисленные выставки и учеба во Вхутемасе. В это же время он знакомится с приехавшим в Россию Николаем Рерихом (некоторые работы Смирнова-Русецкого, попавшие позже в Третьяковскую галерею, приписывались Рериху, и с одной даже была опубликована открытка с ошибочным авторством). Под его влиянием окончательно складывается группа «Амаравелла» (в переводе с санскрита — «обитель бессмертных»). Идеи тех лет будут питать художника до конца жизни, они же трагическим образом повлияют на его судьбу и станут причиной ареста и ссылки.
«На поверхности»
Галерея «Ковчег», 3 — 28 октября
www.kovcheg-art.ru
Новый проект галереи «Ковчег» построен как диалог двух художников и двух культур и после московского показа отправится в Литву, в исторический музей в Тракайском замке. Герои выставки — москвич Валерий Сахатов и художник из Каунаса Вигинтас Станкус. В багаже у обоих академическое образование, оба пишут портрет людей, городов и предметов. Наконец, оба так увлечены цветом, фактурой, красочной поверхностью, что превращает работы в беспредметную «чистую живопись», оставляя сюжет за скобками.
«Части стен 2»
Галерея RuArts, 18 сентября — 20 октября
www.ruarts.ru
«Выход через сувенирную лавку» в русском варианте. Алексей Партола, графический дизайнер, выпускник Британки и Плешки, сначала сам увлекся граффити, а потом понял, что наблюдать за райтерами и рассказывать их историю для него интереснее. «Части стен 2» — продолжение масштабного проекта по исследованию стрит-арта и взаимодействия его героев с официальными институциями и арт-рынком на бескрайних российских просторах. Первая часть — в виде фотоальбома и выставки — вышла четыре года назад. Во втором выпуске — 25 художников, работающих в 17 российских городах, от Калининграда до Владивостока и от Сочи до Тюмени. Помимо фотодокументации выставка включает работы, выполненные специально в рамках проекта.