В парижском Palais de Tokyo открылась гигантская выставка Томаса Сарацено «В воздухе», которая была создана художником в сотрудничестве с инженерами, биологами, астрофизиками, философами, музыкантами и танцорами.
Сам Томас Сарацено называет свой новый проект не выставкой, а экосистемой. Важные работы художника объединены в огромную инсталляцию, которая развернулась на площади 13 000 кв. м. Фактически здесь можно заглянуть в будущее, как минимум ощутив себя героем фантастического фильма.
Томас Сарацено известен тем, что создает образ городов будущего, которые смогут парить в облаках. Ведь экология Земли давно оставляет желать лучшего, и планете пора дать отдых. Города, построенные над землей, проектировал еще Эль Лисицкий в 1920-х годах. Но если горизонтальные небоскребы Лисицкого имели жесткую форму параллелепипедов, то Сарацено представляет жилища будущего в форме сфер. К тому же воздушные города Сарацено выглядят как природные объекты — они напоминают либо облака, либо гигантские паутины из металлических тросов, стекла и пластика, в которых запутались капли воды.
Форма паутины появилась не как плод фантазии, а в результате научного эксперимента. В своей студии Сарацено создал лабораторию по изучению пауков — Arachnid Research Laboratory. Он помещал их в стеклянные колбы, сканировал сплетенную ими паутину, а затем воспроизводил ее из нейлоновых нитей. Из этих опытов художник сделал вывод, что трехмерная модель паутины может стать матрицей для парящих городов.
Экосистема, выстроенная в Palais de Tokyo, — вовсе не объект, который нельзя потрогать руками. Ею можно не только любоваться, ее можно обживать. Кроме того, танцоры и музыканты станут главными жителями этого облачного города, показывая на протяжении работы проекта свои перформансы. А семинары, концерты, публичные симпозиумы, которые будут проходить во время выставки, должны стать частью непрерывного процесса превращения выставочного зала в развивающуюся «космическую джем-сессию».