Темные паттерны до сих пор вызывают массу вопросов и обсуждений. Одни считают, что использовать их не стоит, ведь это практически манипуляция пользователем, а другие наоборот, придерживаются мнения что в бою все средства хороши.
Что такое темные паттерны
Впервые такой термин был представлен в 2010 году благодаря UX-дизайнеру из Лондона по имени Гарри Бриннулл. Он описал, что «темные паттерны» это тщательно продуманный пользовательский интерфейс, который подталкивает пользователя двигаться по выгодному для компании пути.
При создании этого приема опираются на детальное знание работы человеческой психологии, и именно на этом строится все схема темных паттернов. При этом интересы пользователя уходят на второй план. В итоге, пользователь сам того не осознавая, начинает приобретать те вещи, которые ему вообще не требуются.
Как устроена работа темных паттернов
Скорее всего вы сталкивались с ситуациями, когда вам предлагаются согласиться с определенными условиями, которые вам не нравятся, но при этом и вариантов получше нет. Именно так и работают темные паттерны.
Грубо говоря, это сценарии взаимодействия с интерфейсом, при которых пользователя вынуждают действовать так, как выгодно для компании. Но только по пути это базовые уловки, построенные на человеческой невнимательности и психологии.
Чаще всего на поводу у темных паттернов идут люди, которые пытаются как можно быстрее найти решение стоящей перед ними задачи. Они не читают ведь текст и условия на странице, а мельком пробегают по тексту, цепляясь за тщательно подобранные выбранные слова. В итоге ловушка темных паттернов захлопывается, и в погоне за скоростью такие пользователи даже не замечают, что этим начинают пользоваться.
Самое забавное, что даже эта схема устроена на тех же правилах, которые были созданы для повышения удобства пользования интерфейсами. Можно сказать, что темные паттерны это извращенный вариант 10 эвристик Нильсена, которые представляют собой гайд по созданию идеальных UX-интерфейсов.
Если говорить по видах темных паттернов, то их их довольно много. Самым распространенным вариантом остается навязывание подписки чуть ли не в принудительном порядке. И этим пользуется большинство современных сервисов.
Устанавливая приложение или регистрируясь на сайте, пользователю предлагают ознакомиться с пробным вариантом подписки, причем совершенно бесплатно. При этом при активации необходимо ввести данные своей кредитной карты, и если пользователь забудет отказаться от подписки, то когда пробный период заканчивается с его счета автоматически начинают списывать деньги за подписку.
Но это еще не все. Довольно многие компании не добавляют на окне активации подписки оповещения о будущем списании средств, а для отмены подписки в ряде случаев вообще потребуется звонить в офис или составлять запрос через электронную почту.
Также к разновидностям темных паттернов можно отнести моменты, когда пользователь может легко и быстро создать учетную запись, но вот удалить ее потом — целое испытание, которое без службы поддержки вряд ли удастся пройти.
Помимо этого, существует подход «заманить и подменить», когда пользователю вроде предлагают два варианта решения ситуации, но оба варианта ведут в одну и ту же сторону. Вспомните знаменитое «обновить» и «обновить сегодня ночью» от компании Windows. Из-за такой формулировки многие пользователи устанавливали обновления, которые им были не нужны.
И это далеко не все возможные приемы. Сбор персональных данных, отслеживание просмотренных товаров, запрос ответов на вопросы, введение в заблуждение , спам, скрытая реклама и расходы — это все элементы темных паттернов, которые работают против пользователя.
И если подытожить все вышесказанное, то можно ответственно заявить, что темные паттерны это обман, который лучше не использовать. Выстраивание отношений со своими пользователями с помощью подобных методов приведет только к потере доверия и лояльности к компании, а значит и к потере доходов в долгосрочной перспективе.
Конечно, можно сказать, что в разумных пределах использование подобных паттернов не повредит. Только вот стоит ли краткосрочная выгода таких репутационных жертв — уже другой вопрос.