В Музее современного искусства MoMA в Нью-Йорке 22 июля открывается выставка «Константин Бранкузи. Скульптура». В экспозиции впервые представят все творения румыно-французского художника, принадлежащие знаменитому музею.
Говоря о музеях современного искусства, фактически никогда не употребляют эпитет «великий»: великими музеями называют собрания античности и старых мастеров, как Эрмитаж или Лувр, а коллекции XX–XXI веков принято именовать в лучшем случае крупнейшими. Но когда речь заходит об уже ушедших мировых именах эпохи модернизма, великим можно смело называть тот музей, что сможет из собственных фондов собрать персональную выставку того или иного автора. И MoMA из их числа.
Для выставки Бранкузи, недавно показанного в неплохом объеме и в Москве в Мультимедиа Арт Музее, нью-йоркская институция объединила свои разные отделы — скульптуры, графики, фотографии и кино. Именно в этих сферах искусства работал великий румын, перебравшийся в Париж в 28 лет в 1904 году и сделавший головокружительную карьеру своим взглядом на современную скульптуру, приблизив ее к абстракции; и именно работы из этих сфер кропотливо собирала институция в течение всей своей 90-летней истории.
В экспозицию войдут дюжина скульптур 1910–30-х годов, включая одну из знаменитых «Бесконечных колонн», серия рисунков, часто предваряющих у художника создание скульптуры и заменяющих ему привычные гипсовые модели, фотографии и фильмы, в которых в главных ролях выступали его собственные объекты.