Большинству из нас непросто знакомиться, несмотря на то, что контакты — это прекрасный способ получить доступ к приватной информации, опыту и возможностям других людей.
Вопреки романтическому мнению, успешные инициативы создаются не одинокими гениями, а совместной работой нескольких друг друга дополняющих людей. Помимо этого, обмен опытом, пускай даже односторонний, как ни что другое, способствует росту начинающего специалиста.
В этой статье мы обсудим, каким образом сделать посещение мероприятий полезным и как перенимать опыт профессионалов высокого уровня, не нарушая рамок приличия.
Содержание статьи
Оффлайн
Приятно видеть, как год за годом наша профессия становится популярнее. И регулярные мероприятия — отличный тому показатель. В этой части статьи мы разберем, как вынести из посещенного события пользу.
Зачем все это?
Всегда нужно понимать, зачем вы что-либо делаете. Ваша цель, как участника мероприятия, определяется вашей деятельностью.
Если вы — основатель студии, то логичная цель — поиск клиентов. Для продуктового дизайнера — это способ получить новые знания и повысить узнаваемость. Для студента — найти работу.
Но, даже если вы не подходите под эти категории, результат активного нетворкинга стоит затраченного времени. Многие знакомства не приносят пользы годы, но в какой-то момент способны перевернуть вашу карьеру. Не теряйте эту возможность.
Домашняя работа
Профессиональные нетворкеры называют подготовку к мероприятию домашней работой. Её цель — найти побольше информации о спикерах и интересных посетителях.
Очень часто мне приходилось видеть, как не очень известные докладчики стояли в одиночестве, тогда как после выступления их не отпускали, засыпая вопросами. Запомнив хотя бы в лицо значимых участников мероприятия, вы получите большую фору перед остальными.
Если ваша цель не просто получить новые знакомства, но и продать свои услуги, то нужно подготовиться серьезнее. Кому-то придет в голову мысль сделать визитку, что несомненно будет плюсом, но этого мало. Визитка — это лишь первая часть вашего знакомства. Как вы думаете, что сделает человек, высыпав на стол кучу визиток после мероприятия? Начнет звонить? Напишет письмо? Маловероятно. Максимум, на что большинство может надеяться — это то, что он перейдет на сайт. И сайт должен быть к этому готов.
Если вы продаете услуги, то на нем должно быть актуальное портфолио и контактная форма. В маркетинге этот инструмент называется «точки контакта», что подразумевает каждое соприкосновение потенциального клиента с брендом. В данном случае, бренд — это вы. И вам не помешало бы продумать, каким образом потенциальный клиент/работодатель будет с вами взаимодействовать.
Помимо визитки и сайта, это могут быть профили в социальных сетях. Все эти элементы должны вести человека к целевому действую, то есть к просмотру портфолио.
Подумайте, что вы скажете, когда подойдете к человеку. Заготовьте несколько дружелюбных приветствий, типа «я видел ваш последний проект, и это было круто». Чтобы поддержать более основательный диалог, проанализируйте текущие тренды отрасли и сформулируйте на эти темы свое мнение. Простой пересказ новостей никого не интересует. Для этого есть Twitter. И не забудьте спросить мнение по данному вопросу у вашего собеседника. Это отличный способ разговорить его и наладить контакт.
В стартап-среде существует термин elevator pitch, который представляет собой краткий рассказ о том, чем вы занимаетесь. То есть представьте, что оказались один на один в лифте с человеком, с которым давно хотели познакомиться. Как вы себя представите?
Ну и напоследок: будьте активны, энергичны, улыбайтесь. Это работает не менее эффективно, чем все остальное.
Время пришло
Приезжайте на мероприятие заранее не только для того, чтобы ухватить кофе и закуски без очереди. Организаторы всегда приходят заранее, чтобы проверить готовность площадки. Используйте эту возможность, чтобы познакомиться с ними, пока зал не наполнился людьми.
Помимо этого, ранний приход разогреет вас к началу мероприятия, и вам не придется залипать на первых докладах. Вполне возможно, у вас даже организуется своя группа.
На одном мероприятии, мне встретился очень неопрятный тип. И каково было мое удивление, когда он вышел на сцену с выступлением. Мало кто захочет наладить с ним контакт, несмотря на то, что он докладчик и уже, по факту, интересный человек.
Простой участник, тем более, обязан выглядеть более менее опрятно. Это создаст о вас впечатление, как о человеке, который себя уважает. Но не переусердствуйте.
Я видел, как мой знакомый неуместно оделся в Armani и при этом светил своим старым телефоном. Временный недостаток — не проблема, гораздо хуже, если вы пытаетесь выглядеть неуместно статусно. Это всегда видно и выставляет вас не в лучшем свете.
Хорошо одеться можно за несколько тысяч рублей в любом торговом центре. Если у вас не отличный вкус, посмотрите, как одеваются люди из вашей отрасли или посоветуйтесь с подругой. Даже Дэвиду Бекхэму большинство нарядов подбирает жена Виктория. Девушкам в этом деле проще ?
Многие считают, что в цифровой сфере внешний вид мало что значит. Это абсолютная правда, только до тех пор, пока вы не вышли из-за монитора. Дальше опрятный и уместный стиль многое о вас говорит. А почему тогда Стив Джобс носил джинсы с водолазкой? Во-первых, вы скорее всего не Стив Джобс (хотя я был бы польщен и очень удивлен). Во-вторых, в первые 10–15 лет своей работы Стив одевался очень неплохо.
Задавайте вопросы после доклада. Это отличный способ засветиться перед всем залом, включая спикеров. Только хорошенько подумайте прежде чем что-то спросить. Вы наверно и сами слышали, насколько бестолковыми бывают вопросы. В эти моменты хочется пожалеть докладчика, ведь ему приходится на весь этот бред отвечать. Вам не жалко докладчика? Пожалейте хотя бы свой бренд.
Не теряйтесь
Полезную рекомендацию дает Кейт Феррацци в своей книге «Никогда не ешь в одиночку». Он советует в течении нескольких дней после мероприятия написать докладчиками и людям с которыми вы познакомились.
Напишите, что понравилось выступление. Можете дополнительно что-либо спросить. Зачем это делать? Докладчики видят десятки людей на мероприятии и написать после его окончания — один из способов выделиться среди остальных. Это просто и очень действенно. Попробуйте. Поддерживайте связь. Интересуйтесь мнением по разным вопросам, но не надоедайте.
Люди в основном открыты для общения, несмотря на то, что могут испытывать стеснение. Попробуйте подойти к одинокому человеку и что-то спросить. Скорее всего, он заулыбается и с удовольствием поддержит разговор ?
Онлайн нетворкинг
Нам повезло, так как достучаться до профессионалов мирового уровня мы можем за несколько минут, используя соцсети и электронную почту. Я не раз писал популярным авторам после прочтения книги, в том числе и из-за рубежа. И большинство отвечали.
Несколько лет назад, после прочтения мотивирующей книги “БУДЬ лучшей версией себя”, я написал Дэну Вальдшмидту и получил ответ, причем не один. С Игорем Манном я и вовсе периодически списываюсь на протяжении последних нескольких лет.
Многие руководители больших дизайн-команд с удовольствием делятся опытом в Фейсбуке. Не буду их перечислять, чтобы активные читатели не завалили их вопросами. Уверен, что вы и сами их без труда найдете ?
Тонкости онлайна
Самое главное правило — экономьте время человека, к которому хотите обратиться. Перепишите в заметках сообщение несколько раз, пока мысль и вопрос не сформируются точно. Я не раз получал длинные сообщения, суть которых была передана лишь в последнем предложении, а начало и середина состояли из воды.
Не пишите серию сообщений, каждое из которых содержит отрывок основной мысли. Это может быть уместно в личной переписке с друзьями, но не когда вы пишите авторитетному специалисту.
Написать грамотное сообщение — это очень неплохой способ выделиться, показов грамотный склад ума. Здесь будет уместна фраза “Кто ясно мыслит, тот ясно пишет”.
Рассказав свою историю, я начал регулярно получать сообщения от начинающих специалистов. Многие из них добавляются в друзья, чему я всегда рад, лишь бы профиль был настоящий (спамеров и подозрительных индусов в фейсбуке никто не любит).
Порой бывает очень сложно понять настоящий ли это человек или нет. Буквально на прошлой неделе, я получил запрос в друзья, который собирался отклонить из-за подозрительного профиля, но лишь по полученному сообщению понял, что этот человек настоящий.
В интернете, наше представление о собеседнике определяют две вещи: фотография и текст сообщений. Относитесь к этим вещам серьезно. Не нужно заказывать профессиональное фото. Достаточно чтобы на нем были вы и в приличном месте.
И последнее, что очень важно для дизайнера. Друзья, оставляйте ссылки на свое портфолио или хотя бы Инстаграм. Люди хотят узнать о собеседнике больше, так дайте им этот шанс.
Высший уровень нетворкинга
Высший уровень нетворкинга, характеризующий вас как супер-профессионала, — это умение собрать людей вокруг себя.
Отличный тому пример “Дайджест продуктового дизайна” Юрия Ветрова, который насчитывает тысячи подписчиков. Имея такую трибуну, можно вещать на дизайн-сообщество всего СНГ.
Неплохую работу проводит в этом плане AIC, организуя мероприятия и записывая курсы. Именно благодаря этому большинство дизайнеров мечтают работать в этой компании.
Качественный нетворкинг — не блат, а возможность реализовать свои умения, привлечь перспективные инициативы и ускорить свое развитие.
В завершение, приведу глубокую мысль Кейта Феррацци:
«Бедность — не просто нехватка финансов, но и изоляция от определенного круга людей, которые могут помочь реализовать собственные способности»
Как же это точно.
Источник: сайт designpub.ru