Автор Эмма Янг
Картина стоит тысячи слов … Когда дело доходит до передачи концепции, это чувство может определенно быть правдой. Но это также может быть дело с памятью. По крайней мере, это сообщение от Мира Фернандес и его коллег из Университета Ватерлоо, Канада, написавших в Current Directions in Psychological Science они утверждают, что их исследовательская программа показывает, что рисунок оказывает «удивительно сильное влияние» на память и как мнемонический метод, он может быть особенно полезен для пожилых людей и даже людей с деменцией.
Фернандес и ее коллеги впервые установили то, что они называют «эффектом рисования» — заставить людей быстро рисовать слова в списке (например, «грузовик» или «груша») привело к гораздо лучшему отзыву этих слов, чем к письму их несколько раз. Создание всего лишь четырехсекундного рисунка также превосходило воображение предметов или просмотр изображений слов.
Это было доказательством принципной работы. Затем исследователи выяснили, помогает ли рисование памяти более сложным терминам и понятиям. Они обнаружили, что участники исследования, у которых была минута, чтобы нарисовать изображение, представляющее, например, «изотоп» или «спору», с большей вероятностью запомнили значение, чем люди, которых вместо этого попросили скопировать определения. «Как и в случае с отдельными словами, мы рассуждали, что рисование способствует сохранению, по крайней мере частично, потому что оно требует проработки значения термина и перевода определения в новую форму (рисунок)», — пишут исследователи.
Фактически, существуют различные компоненты процесса рисования изображения слова или понятия, каждый из которых, по-видимому, накапливает память. Заставить людей проследить за существующим рисунком (таким образом, заставляя их делать соответствующие движения руки и руки, но не допуская личной разработки), или создать рисунок, который им тогда не позволили бы увидеть (таким образом позволяя физические движения и личную разработку, но лишает их визуальной памяти конечного результата) и улучшают память — но не так сильно, как тогда, когда все эти этапы были разрешены. «Память увеличивалась по мере добавления компонентов в задачу кодирования», — отмечают исследователи.
Фернандес и ее коллеги пришли к выводу, что, хотя пожилые люди лучше запоминают слова, которые они выучили при написании, хуже, чем молодые, у них не было различий в способности запоминать нарисованные ими слова. Воодушевленные этими результатами, команда попросила 13 человек с диагнозом деменция и проживающих в учреждении долгосрочного ухода нарисовать или написать 60 слов, которые были зачитаны экспериментатором вслух. Результаты показали «огромное» преимущество памяти для слов, которые были нарисованы, а не написаны. Если можно показать, что рисование также помогает с другими видами памяти — возможно, для того, где что-то хранится — эта стратегия может быть практически полезна для людей с деменцией.
В некоторых случаях рисунки пациентов выглядели как каракули. Но как хорошо — или плохо — рисунки не имели значения. Фактически, в большинстве экспериментов исследователи оценивали способность своих участников создавать яркие изображения, а также их опыт рисования, и ни один из них не был связан с производительностью памяти. Таким образом, даже люди, которые изо всех сил пытаются создать фигурку, должны извлечь выгоду из памяти.
Еще предстоит проделать большую работу, чтобы выяснить, может ли рисование терминов, событий или концепций, которые вы хотите вспомнить, принести реальную пользу — будь то в классе или в доме престарелых. Но это комплексный набор исследований, все они указывают в одном направлении. «В совокупности данные… демонстрируют, что рисование является надежной стратегией кодирования, которая может и действительно значительно повышает производительность памяти», — заключают исследователи.
— Удивительно мощное влияние рисования на память
Эмма Янг (@EmmaELYoung) — штатный сотрудник Исследовательского дайджеста BPS