Содержание статьи
Пошаговый рассказ о том, как создать бизнес-ориентированный сайт
По дизайну написано тысячи статей и записано столько же вебинаров, но начинающих специалистов заботит один и тот же резонный вопрос: “Так что же мне конкретно делать?!”. В этом материале я на реальном примере поэтапно покажу, какие действия нужно совершать для создания дизайн-проекта, нацеленного на решение задач бизнеса.
В данный момент я занимаюсь развитием стартапа в сфере логистики и совсем недавно моей основной задачей (помимо тестирования еженедельных релизов) было создание корпоративного сайта. Чтобы далеко не уходить от темы, я выберу транспортную сферу, а точнее — сайт сервиса по заказу такси премиум класса.
Дизайн-процесс
Вариаций возможных дизайн-процессов в интернете много, поэтому я остановлюсь на классическом варианте, который использую сам:
1) Погружение в задачу
2) Исследование
3) Продумывание сценариев
4) Создание фреймворка
5) Поиск визуального стиля
6) Дизайн макетов
Прежде чем приступить, хочу отметить, что дизайн-процесс — это не строгая последовательность действий. Вполне возможно, что вам несколько раз придется возвращаться на предыдущие этапы, а, может, некоторые этапы и вовсе перемешаются друг с другом.
Ориентируйтесь на описанный процесс, но не будьте его заложником.
1) Погружение в задачу или на чем зарабатывает бизнес
Первое, что нужно сделать — это разобраться каким образом бизнес клиента зарабатывает деньги. Такси зарабатывает на комиссии с каждой перевозки, поэтому дизайн должен вести пользователя к созданию заказа.
Мне сразу же пришла идея повесить на первый экран сайта форму заказа такси. Благодаря этому, сайт будет не только информационным порталом, но и полноценным сервисом.
Как видите, пытаясь разобраться в бизнесе заказчика, в голову будут приходить идеи. Сразу же фиксируйте их, иначе забудете. При продумывании структуры сайта, они вам сильно пригодятся. В текущем проекте мы используем Confluence. Для небольших проектов я бы выбрал Apple Notes или что-то подобное.
Но, постойте-ка. Часто ли мы заказываем такси с сайта? Быть может, нам нужно акцентировать внимание не на онлайн-заказе такси, а на скачивании приложения? Хм, хороший вопрос. Давайте занесем наши идеи в заметки и продолжим изучать бизнес.
Лучший способ разобраться в бизнесе — это обратиться к заказчику. Помимо того, что вы сэкономите уйму времени, вам удастся вовлечь клиента в процесс работы, показав, что итоговый результат — это не результат сиюминутного вдохновения, а комбинации правильно подобранного визуального стиля и бизнес–логики.
Итог этапа
Вы должны четко понимать, каким образом бизнес заказчика зарабатывает и к какому ключевому действию вы должны привести пользователя. В нашем случае задача — убедить посетителя сайта скачать приложение.
2) Исследование и анализ конкурентов
Этот этап проще всего начать с изучения конкурентов, а после подключить к нему схожие по механике сервисы.
Давайте подумаем, какова механика заказа такси. Во-первых, у нас есть человек, который хочет переместиться из одного места в другое. Во-вторых, у нас есть водитель, который готов выполнить это задание. Какие сервисы работают по схожей логике?
Мне приходит в голову AirBnB, где один человек хочет арендовать жилье, а другой готов его сдать. Или фрилансерские ресурсы, например, UpWork, где заказчику нужно выполнить какую-либо работу, для чего ему нужен исполнитель.
Ну и конечно, нужно посмотреть сайты прямых конкурентов: Gett, Яндекс.Такси, Ситимобил, InDriver, и конечно же Wheely.
Просматривая эти сайты, старайтесь отмечать схожие и различающиеся детали. Например, Wheely предлагает с ходу скачать приложение, отправив на номер телефона смс, а Яндекс.Такси предлагает прямо с сайта сделать заказ.
Есть еще одна деталь с которой я сталкиваюсь уже на втором проекте подряд. Как мы говорили, у нас есть два типа пользователей — пассажир и водитель. Для обеих ролей нужна отдельная страница, так как их привлечение будет идти по разным каналам. Кому же в этом случае отдать главную страницу? Или может стоит сделать одну разводящую?
Проанализировав популярные сервисы, я заметил одну деталь. Почти все компании со схожей механикой, отдают главную страницу под тех пользователей, которые платят деньги.
То есть, у AirBnB главная отдана под путешественников, а страница владельцев жилья спрятана в меню (деньги сервису платят постояльцы). Qlean, Wheely, UpWork и многие другие сервисы используют ту же стратегию, поэтому, и в нашем проекте я бы остановился на ней. То есть, главную страницу отдал бы под пассажиров (которые платят сервису), а в меню добавил страницу “стать водителем”.
На этом этапе я бы начал изучать, какие сущности используют сайты конкурентов, чтобы в конце исследования выбрать лучшую структуру, которая подходит под ваш тип бизнеса. Вот сущности с сайта Wheely: скачивание приложения, о водителях, об автомобилях, страховка, скачивание приложения, отзывы.
Проанализировав таким образом несколько сайтов, вы начнете лучше разбираться в сфере заказчика и подбирать сущности, подходящие вашему проекту.
Например, рассказ о новых машинах больше подходит премиальному сегменту, тогда как сервисам, предлагающим эконом-класс, лучше про качество автомобилей промолчать, сделав акцент на выгодной цене. В такси бизнес-класса цена не столь важна, поэтому ее открыто показывать не стоит. Представьте, как будет странно смотреться преимущество “выгодная цена”, когда твой сервис используют миллионеры.
Итог этапа
Вы проанализировали 5+ схожих сервисов и выписали какие сущности используют конкуренты. В идеале, вы должны пройтись по ключевому сценарию в каждом сервисе, чтобы отделить хорошие идеи от тех, которые вызывают затруднение.
3) Продумывание сценариев или создание Customer Journey Map
Дизайнер должен думать в рамках сценариев, а не экранов. Не важно, сколько у вас экранов, важно лишь насколько удобно пользователю решать свои задачи, используя ваш сервис.
Чисто логически кажется, что удобнее все делать в рамках одного экрана, но дизайнеры знают, что длинные формы лучше разбивать на несколько шагов. В дизайне нет фундаментальных правил, все всегда зависит от задачи.
В своей практике я использую Customer Journey Map для продумывания сценариев. Суть его работы я уже описывал в Telegram-канале The Design Times:
CJM представляет собой таблицу, по вертикали (столбцы) которой̆ располагаются шаги, которые необходимо пройти пользователю до цели. Например, при покупке билетов на сайте авиакомпании столбцы вашей таблицы выглядели бы примерно так: сайт, заполнение формы (откуда, куда, кто и когда), поиск подходящего рейса, просмотр подробностей, оплата.
По горизонтали (строки) располагается следующее:
Цель пользователя
В данном случае, под целью пользователя имеется не глобальная цель (купить билеты), а локальная на данном этапе, например, заполнить форму или подобрать подходящий рейс.
Ключевое действие
Исходя из цели, можно определить ключевое действие. На этапе заполнение формы это будет переход к списку рейсов по выбранным параметрам.
Настроение
Здесь нужно определить, что чувствует пользователь на каждом этапе и постараться избежать недовольства или замешательства. Если несколько этапов подряд идут негативные эмоции, высока вероятность, что пользователь не продолжит работать с сервисом.
Возможные проблемы
Чрезвычайно важный этап, над которым стоит хорошо подумать. Он может включать в себя, как ошибки от невнимательности, так и непонимание интерфейса.
Решения
Этот этап тесно связан с предыдущим. На каждую проблему нужно найти 1–2 решения. Обычно, после выявления возможных проблем, решения становятся очевидными. Именно поэтому CJM сильно помогает в проектировании интерфейсов.
Многие думают, что успех проекта решает только опыт, поэтому недооценивают важность процесса. Использование CJM помогает минимизировать недостаток опыта за счет продуманной последовательности действий.
Составление CJM отнимает достаточно времени, но не нужно забывать, что это тоже дизайн. Возможно, это даже больше дизайн, чем то, что мы делаем в графическом редакторе.
Последняя часть очень важная. Начинающие дизайнеры всегда пренебрегают аналитическим этапом, сразу же приступая к рисованию. Так же делал и я на старте, но, после того, как начал использовать описанный процесс, мои проекты стали более продуманными.
В данном случае, сценарий у нас будет небольшой (сайт → приложение), но даже на нем у пользователя могут возникнуть проблемы.
Например, он может не проявить к вашему сервису доверие (добавить отзывы, гарантию?), внешний вид сайта не будет выглядеть премиальным (изменить визуальный стиль?), код смс не придет (сделать повторную отправку, добавить онлайн-поддержку?), …
Итог этапа
Вы должны понимать, какие проблемы могут возникнуть на пути пользователя и придумать несколько вариантов решений, которые позволят их избежать.
4) Создание фреймворка
Фреймворк — это структура, вокруг которой строятся элементы интерфейса. Например, в почтовом сервисе Gmail есть верхняя строка поиска, левое меню и правая часть, отданная под письма. Подобная структура — и есть фреймворк.
Дизайнеры существуют потому, что нет универсального фреймворка. Каждому сервису нужен свой. Конечно, есть верхнеуровневые правила дизайна, но чуть углубившись вам необходимо придумывать свои решения, иначе пользователь будет решать свои задачи не оптимальным образом. Это как крутить педали руками. Передвижение есть, но не столь эффективное, если бы вы использовали ноги.
В случае с сайтом, фреймворк — это последовательные блоки, собранные из выписанных сущностей на этапе исследования. Если ваш бизнес уникален, то придется придумывать что-либо свое, но, как показывает практика, у большинства компаний есть несколько прямых конкурентов, опыт которых можно перенять.
Источник: сайт designpub.ru