Французский художник, который сейчас в основном живет в Берлине, Тьерри Нуар, стал первым стрит-артистом, который начал рисовать на Берлинской стене. За пять лет Нуар покрыл своими рисунками 5 км стены и положил начало процессу, который не завершился до сих пор – художники продолжают оставлять на стене свои художественные изображения. Но чем дальше, тем более комфортно чувствует себя стрит-арт в облагороженном пространстве частной квартиры.
Так, в феврале этого года Smeg представили двухдверный холодильник, вручную расписанный знаменитым художником. На черном, красном и белом фонах Нуар нарисовал прославившие его угловатые рожицы с большими носами и губами. На роспись одного холодильника у него уходил целый день, а всего в партии шесть предметов. На обратной стороне каждого холодильника прикреплена пластинка с подписью художника. Начинать завтрак, глядя на объект искусства? Почему бы и нет.
Это – продуманный авторский проект, граффити здесь выглядит элементом дизайна, и даже если бы Нуар не занимался стрит-артом вовсе, коллаборация получилась бы достойной.
Другой проект, британки Анны Джеймс, представляет граффити иначе. В качестве холста она использовала венецианский шкаф 1930-х годов. Предмет играет на несочетаемости изящных резных ножек и выпуклостей шкафа и агрессивного рисунка, который дизайнер перенесла – с помощью высококачественной цифровой обработки – со стен у входа в дом Джульетты в Вероне. Среди надписей – сплошные признания в любви, написанные на всех языках мира, и сердечки.
Подобную идею реализуют и дизайнеры из коллектива Burke and Hazelden. они тоже берут за основу классическую резную мебель – шкафы и комоды эпохи Людовика XV, – но не переводят на них граффити, а расписывают вручную, из баллончика. Поэтому и результат получается такой непохожий. Мебель ребят выглядит так, будто кто-то по ошибке оставил антикварный шкаф на улице, а местные стрит-артисты тут же его расписали. Один из участников коллектива Мэтт Хайзельден действительно прежде, чем заняться дизайном, увлекался граффити, и в специальной коллекции решил объединить обе дисциплины. Главный предмет линейки – шкаф «Alladin Sane» был вдохновлен восьмым студийным альбомом Дэвида Боуи (и заимствующий его название) и расписан приглашенным лондонским графитчиком KID4EVA.
От росписи мебели дизайнеры перешли к более мелким вещам. Так, несколько лет назад B&O PLAY и Pepsi Inc выпустили совместную капсульную коллекцию наушников Street Art. Коллаборация стала частью глобальной кампании Pepsi Live for Now в поддержку молодых уличных деятелей искусства, и, конечно, такие наушники были покрыты узорами, отсылающими к граффити. Внутреннюю сторону наушников из коллекций BeoPlay H6 и Form 2i расписали международные стрит-артисты: Хэтти Стюарт из Великобритании, аргентинец Jaz, бразильский иллюстратор и стрит-артист Ricardo AKN, испанский художник Zosen, Мерийн Хос из Нидерландов и аргентинский стрит-артист Ever.
Рисунок на наушники переносили с помощью высококачественной печати, но швейцарский часовой бренд Richard Mille пошел дальше и буквально расписал свои часы – стрелки, шестеренки и винтики – из крошечного аэрографа по микротрафаретам. Привлечь пришлось и инженеров – они высчитывали оптимальное количество краски, которое не будет перегружать механизмы и не скажется на их работе. Занимался проектом приглашенный стрит-артист Сирил Конго. Площадь в 5 кв. см. он расписывал целый год. Модель назвали RM 68-01 Tourbillon Cyril Kongo. Сам факт того, что люксовый часовой бренд обратился к стрит-культуре говорит о многом – мало того, что само слово «граффити» теперь фактически не используется, перейдя в статус «стрит-арта», так еще и улицей эти изображения теперь не ограничиваются.
Высокая мода – еще одно одно направление, активно осваивающее новый источник вдохновения. Стрит-арт и граффити в коллекциях последних сезонов – новый прием «визуализации» в современной моде. Яркий пример – коллекция и сценография показа Prada S/S 2014», вдохновленная работами крупнейших художников стрит-арта – Stinkfish, El Mac, Mesa, Gabriel Specter. Как результат – изобилие цвета, крупные портреты, как будто перенесенные с уличных стен, массивный декор из пайеток и блестящих камней и выразительные аксессуары. Если уличная культура и должна была подружиться с высокой модой, то только так.
На обложке: тумбы «Ромео и Джульетта», дизайнер – Анна Джеймс.