Получить работу за границей – мечта многих дизайнеров и вполне осуществимая. Мы поговорили с тремя молодыми российскими дизайнерами, которым удалось поработать с настоящими звездами индустрии – Ивом Беаром, Паолой Навоне и Herzog & de Meuron, – о том, как им это удалось, какие сложности у них возникали и чему самому главному они успели научиться.
Содержание статьи
Катерина Копытина
предметный дизайнер
работает в студии Fuseproject в Сан-Франциско
До переезда в Сан-Франциско у меня уже был опыт стажировки в Милане, 6 лет самостоятельной дизайн-практики, бренд, десятки выставок, публикаций и дизайн-награда. Но в какой-то момент стало понятно, что есть, чему учиться и вообще пора переходить на новый уровень. В этот момент я увидела позицию на сайте одной из самых успешных студий в мире – Fuseproject. Это была единственная студия, в которой по-настоящему хотелось работать уже давно. И я просто заполнила форму на их сайте. Ответ пришел через 2 месяца, серия интервью заняла 1 месяц и еще через 4 месяца я уже была в Сан-Франциско.
Основная сложность заключалась в технических навыках. Поскольку до студии я работала самостоятельно, то и сама решала, что буду делать я, а что отдам визуализаторам и инженерам. Во Fuseproject все должны уметь делать все на самом высоком уровне. Это не типичная ситуация. Главным открытием стала дизайн-стратегия, которую я нигде не встречала раньше. Это настоящий комплексный подход, который дает понимание, что и для чего мы вообще разрабатываем. Стратегов в студии примерно столько же, сколько и промдизайнеров. Ну, и конечно опыт работы со стартапами Силиконовой долины и мировыми брендами, типа Samsung, L’Oreal, Herman Miller.
В России все еще очень мало развита тема промышленного дизайна, так что речь скорее о получении опыта в принципе. Можно, конечно, набивать собственные шишки, а можно сэкономить время и приобрести реальные навыки и уверенность в себе в хорошей компании.
Артем Китаев
архитектор, партнер KOSMOS Architects
4 года работал с Herzog & de Meuron в Базеле
Все было по стандарту: я отправил портфолио, меня пригласили на собеседование, а после собеседования приняли на работу.
Самым сложным моментом для меня, наверное, были различия в «социальной культуре» и вообще другой принцип и организации жизни. С момента переезда каждый день я получал кучу писем от непонятных организаций вперемешку с рекламными листовками. Читать все это казалось абсолютно невозможным и даже ненужным. А оказывалось, что среди бесплатных билетов в музей, есть и расписание вывоза мусора, информация о переносе велопарковки и номер страхового полиса…
Для нас это может звучать даже смешно, но Швейцария – страна, где законодательно прописано почти все: где и когда выкидывать старый ботинки, и в какие часы детям разрешается пользоваться детской площадкой во дворе. За несоблюдение этих законов предусмотрены ощутимые штрафы, которые невозможно не заплатить. Штрафы, кстати, тоже приходят в письменном виде среди мусора рекламных листовок.
Проект галереи искусств в Ванкувере, Herzog & de Meuron
Наверное, самый полезный опыт, который я получил за 4 года работы в Herzog & de Meuron, – это швейцарская культура проектирования. Это не только внимание к деталям, но и организация работы, метод решения проектных задач. Азарт, с которым обсуждается концепция организации вентиляционной системы или принцип расположения детекторов дыма, метод превращения любого нового ограничения или требования в design feature… Прежде, чем открывать собственное бюро, нужно обязательно набрать очень много опыта, но при этом не растерять драйв. Получить международный опыт, я считаю, нужно обязательно.
Окончив факультет дизайна Уральского архитектурно-художественного университета, я поступила в магистратуру Domus Academy в Милане. Там мой курс курировала Патрисия Уркиола и программа была составлена, мягко говоря, экспериментально. Если в Екатеринбурге нам дали классическое академическое образование, то в Милане главное, чему нас научили, помимо работы в команде, это умение делать все и сразу, мгновенно переключаясь между проектами и дисциплинами: от интерьерного и предметного дизайна к художественным инсталляциям и концепциям рекламных компаний. Учебные задания были максимально абстрактными: мы получали тему, но никто не говорил нам, как именно мы должны ее воплотить, – каждый предлагал свою интерпретацию. Такой подход, тогда казавшийся довольно далеким от реальности, на удивление, дисциплинировал, научил быстро генерировать решения и в дальнейшем пригодился в работе.
Сразу после окончания учебы я стала собирать портфолио, в которое в основном вошли учебные работы и кое-что из пройденной во время учебы стажировки. Полученный после обучения в магистратуре вид на жительство давал возможность поработать в Италии и упускать такой шанс никак не хотелось. Портфолио было готово, распечатано, и поиск работы начался. Для меня было важно найти небольшую, но авторитетную студию, в которой была бы возможность проявить себя и участвовать в развитии проекта на всех этапах, а не быть одной из сотни сотрудников, где каждый отвечает только за маленькую часть процесса.
О дизайнерской деятельности Паолы Навоне я знала еще во время учебы. Мне казалась удивительной ее способность совмещать ручной труд с промышленным производством и простоту идей с театральностью их воплощения. И я рискнула, решила не посылать е-мэйл, а прийти в студию лично. Мне сопутствовала удача: я отнесла свое портфолио в студию в четверг, в пятницу меня пригласили на собеседование, а в понедельник я уже приступила к работе. И вот, спустя четыре года я все еще часть команды.
Конечно, не все было просто. Несмотря на то, что я неплохо говорила по-итальянски, главной сложностью все-таки был язык. Нужно было изучить специфическую терминологию и освоить новые для меня компьютерные программы на итальянском. Приходилось многому учиться на ходу и очень быстро переключаться с одного на другое. Занимаясь в основном продакт-дизайном, я также принимаю участие в разработке интерьерных проектов и выставок.
Работать в студии, которая сотрудничает со множеством выдающихся мировых брендов, в том числе Cappellini, Dominique Kieffer, CasaMilano, Serax, сложно, но очень интересно. Параллельно мы ведем множество проектов: рестораны, гостиницы, торговые центры, предметы мебели, светильники, декор, посуда, даже Рождественский торт для Häagen-Dazs делали. Работать приходится много, особенно накануне Недели дизайна, к которой мы обязательно готовим несколько шоу-румов.
Татьяна Хныжова и Паола Навоне на церемонии ELLE Decor
Милан во время Salone Del Mobile – это просто невероятное место, которое позволяет встречать интереснейших представителей дизайн-индустрии со всего мира. Вот возле шоу-рума MOROSO дает интервью Патрисия Уркиола, вот Фабио Новембре рассматривает работы молодых дизайнеров в экспериментальном дизайн-дистрикте Ламбрате, а на частной вечеринке за диджейским пультом можно увидеть Карима Рашида. Город в это время живет дизайном, который всюду: в огромных шоу-румах, в крошечных двориках, в заброшенных ангарах. Открытие выставок, вечеринки, вручение премий – это настоящий калейдоскоп впечатлений!
В этом году наша студия победила на церемонии журнала ELLE Decor в категории outdoor furniture (мебель для улицы). Церемония проходила в музее Дизайна Triennale, на сцену одна за другой поднимались звезды мирового дизайна. Чтобы увидеть все это своими глазами и быть частью такого рода событий, определенно стоило выкладываться на работе по полной.
Фото на обложке: Джаспер Джеймс (Jasper James), работа из проекта City Silhouettes.