Если верить аналитикам PwC, Россия вошла в топ-10 стран по объемам рынка фриланса — его оборот еще в 2020 году превысил $41 млрд. И российский сегмент этого вида занятости будет увеличиваться ежегодно на 20%. Дмитрий Матвеев, основатель компании «Мой Автопрокат», серийный предприниматель, инвестор, филантроп, сегодня рассуждает о том как и почему компании нанимают фрилансеров и какие плюсы и минусы это приносит бизнесу:
1. Почему популярен фриланс? Почему в нашей стране так активно растет рынок фриланса?
Сразу приходит на ум номер из КВН, в котором Галустян ходил с обезьянкой по набережной, предлагая прохожим сфотографироваться. И люди говорили ему: “Зачем ты к нам пристаешь? Иди на завод работать”. А Галустян отвечал им: “Пошел бы, да нет здесь заводов”.
Этот номер, к сожалению, и есть ответ на вопрос, почему фриланс популярен в РФ.
Людям нужно на что-то жить, а весь центр экономической активности сосредоточен в Москве. Но столица не справляется с оборотом этой активности, с работой, которую не обязательно делать собственными руками. Поэтому этот объем растекается по регионам и делегируется талантливым и не очень ребятам, которым нужно на что-то существовать.
Официальный уровень безработицы в 2020-21 гг 6-8%, реальный — 12-15%, а в некоторых регионах до 40%. Вопрос, что делать всем этим безработным — картошку выращивать? Или выкручиваться и искать себе заработок через интернет?
Рынок фриланса растет там, где люди не могут себя эффективно применить на местах, т.е. во всех странах третьего мира, где нет или недостаточно рабочих мест, созданных кем-то с предпринимательским талантом.
2. Плюсы/минусы/отзывы.
Плюсы:
Дистанционка удобна тем, что человеку не нужно выходить из дома. Но в то же время постоянно работая в 4х стенах человек (независимо от того, какой у него психотип или предпочтения) через некоторое время начинает буквально сходить с ума. Редкое исключение — технари, программисты, существующие в своем собственном мире. Или, быть может, архитекторы, проектировщики, которые прямо в цифрах живут и ими же по сути “питаются”. Всем остальным нужно четко разграничивать дом и работу.
Минусы:
2.1. Главная проблема любого внештатного сотрудника — он не знает будет ли у него заказчики через месяц или нет. Если заказчиков не будет, фрилансеру будет нечего есть. И не у каждого удаленщика есть подушка безопасности, чтобы пережить месяц без дохода. При таком сценарии фрилансер с большой долей вероятность может стать клиентом быстрых займов, и это повлечет за собой рост других проблем в его жизни.
2.2. Фрилансер — внештатная единица. У него нет постоянных трудовых отношений, а значит, он не защищен Трудовым кодексом.
2.3. У фрилансера есть вероятность растерять какие-то из своих навыков и не успеть “набрать” их заново, т.е. пул навыков, инструментарий фрилансера может устареть.
Они могут упустить какие-то прошлогодние технологии, которые будут востребованы в этом году. Причина — фрилансеры в основном специалисты в чем-то одном и очень узком, и это логично. Большинство из них стараются держать руку на пульсе и изучать новые версии софта, когда они выходят.
2.4. Проблема в том, что устаревает взгляд на мир, миропонимание фрилансеров.
Условно говоря, мне 33 года, и я понимаю, как устроен этот мир, но через 5 лет, те, которым сегодня 18, будут реально гораздо больше понимать о мироустройстве.
Фрилансер уже сегодня может заниматься ведением соцсетей, но не воспринимать tiktok как площадку вообще. Значит, велика вероятность того, что завтра ему утрет нос какой-нибудь восьмиклассник, который был в tiktok с момента его зарождения. А наш фрилансер скажет, что он как не понимал tiktok, так и не понимает. Т.е. он не сможет приспособиться к внешним изменениям.
2.5. Заказчик не может четко сформулировать задачу и плохо представляем себе результат, который хочет получить. Как следствие, возникает недопонимание задачи, которое увеличивает пропасть между ожиданием заказчика и реальностью. Фрилансеру это грозит вероятностью не получить деньги, на которые он рассчитывает.
2.6. Фрилансера могут обмануть и не заплатить ему, если он работает без безопасных сделок.
2.7. Дистанционная коммуникация гораздо сложнее очной. Когда ты находишься где-то удаленно, ты не так эффективно понимаешь слова другого человека, особенно если этот человек не может четко объяснить собственную мысль. А у большинства заказчиков, как я уже говорил, сложности с формулировкой собственных мыслей.
У меня большой опыт работы с фрилансерами. Для меня это наболевшая тема. Я много обжигался прежде, чем решил проблемы коммуникации и научился выбирать эффективных исполнителей.
К удаленке сегодня очень серьезно относятся во всем мире. Нет проблем с восприятием того, что человек на удаленке менее серьезен, чем сотрудник в офисе.
Зачастую фрилансеры — ценные люди. Они генерят идеи и не стесняются высказывать собственные мысли. Удаленщики лишены менталитета офисного планктона, который стремится “сесть” на зп и ничего не делать.
Фрилансер как человек мыслит не системно, и часто бывает талантливым человеком.
Сегодня некоторые фрилансеры получают очень хорошие деньги, которые даже в офисе не платят. И речь не только о ребятах, работающих на западные компании, но и о тех, кто ведет проекты внутри страны.
ПРОБЛЕМА в том, что на 20% заказчиков, которые могут объяснить, что им нужно, приходится 80% тех, кто не может объяснить, что им нужно.
Просто потому что у большинства заказчиков собственное организационные способности очень низкие. А организовать дистанционный труд другого человека — это сложная задача. Особенно, если этот человек — новичок без экспертизы в определенной области.
РЕШЕНИЕ. Самое важное, что нужно сделать заказчику — это составить хорошее тестовое задание для фрилансера, перед тем, как нанять его. Это должно быть некое испытание, которое человек должен пройти, чтобы заказчик начал воспринимать его всерьез на решение той или иной задачи, проблемы.
Почти всегда эта проблема работодателей, которые, к сожалению, редко могут четко поставить техническое задание. В 9 случаях из 10ти виноват заказчик, который часто (даже для самого себя) не может сформулировать то, что ему нужно. В интересах заказчика делегировать задачу человеку, который с высокой долей вероятности, сможет эту задачу эффективно решить.
Чтобы найти такого исполнителя, нужно:
— составить пул критериев, которым такой человек должен соответствовать (требования к опыту, к экспертизе, к навыкам, к портфолио).
— провести конкурс среди кандидатов. Отсеять неподходящих по критериям, и тех, с кем сложно складывается взаимопонимание и коммуникация.
— выделить основные цели сотрудничества, обсудить, сколько денег получит исполнитель при достижении тех или иных целей.
Заказчику важно так прописать мотивацию для исполнителя, чтобы максимально обезопасить себя от невыполнения той работы, которую он ожидает.
Для этого нужно разбить работу на определенные этапы. В каждом из этапов описать измеримый функционал, который должен быть в результате этого этапа и оплату.
Лучше всего работать не по пред и постоплате, а оплачивать каждый этап работы, который был оговорен, отдельно. И выстраивать мотивацию таким образом, чтобы у исполнителя сохранялась финансовая мотивация довести проект до конца.
Портфолио:
Его авторство наверняка подтвердить невозможно. От того, что какой-то человек завел себе профайл, и в профайле представил кучу своих, например, сайтов, которые он якобы сделал — это ни разу не означает, что это сайты действительно делались этим человеком.
Рекомендация: всегда запрашивать какие-то рекомендации (обсуждать определенного исполнителя с кем-то из конкретного проекта, который у него в портфолио заявлен. Если он пишет, что он делал сайт для какой-то, условно, российской шахматной федерации, значит, нужно спросить, с кем из российской шахматной федерации я могу обсудить вашу работу по проекту?) Бывает, что вообще не раскрывают своих заказчиков — это очень тревожный знак. Как правило, если исполнитель говорит, что у него все проекты под NDA — это либо очень серьезный уровень для фриланса (у таких людей ставки не 1 тыс. руб. / час — их время стоит дороже), либо это новички, которые шифруются под что-то значимое, выпячивая свою грудь, за которой ничего не стоит, и большого сердца там внутри не скрывается.