Дарья Панова работает в направлениях лэнд-арта, временной архитектуры и экспозиционного дизайна. Художница создает яркие песочные инсталляции в природном пространстве. Их ключевая идея — подЦВЕТить то, что обычно ускользает от нашего взгляда: например, сухие ветви и сломленные деревья, которые постепенно отмирают и затем обретают новую жизнь.
Расскажи, чем ты занимаешься, в какой технике работаешь?
Моя практика посвящена песочным инсталляциям. Я работаю в уникальной технике: она представляет собой процесс распыления цветного песка на различные формы материи в пространстве и включает использование строительного оборудования. По сути, это механизированная кисть, создающая дистанцию между рукой и поверхностью. Подобно движению глаз, это дает возможность охватывать большие пространственные расстояния.
Сейчас я работаю в природном пространстве, что в целом можно отнести к лэнд-арту и отчасти — к временной архитектуре или экспозиционному дизайну. Техника песочных инсталляций — это про бережное отношение к окружающей среде. Песок — натуральный материал, который широко применяется в ландшафтном дизайне.
Когда ты решила, что будешь заниматься искусством?
Направление, в котором я работаю, скорее относится к области изящных искусств, с которым я познакомилась во время своего обучения. Это про мурашки по телу и любовь с первого взгляда, а учитывая, что это мое второе высшее образование, то первая мысль была: «Как же долго я тебя искала!».
На кого ты училась и как это отразилось на твоем творчестве?
Я окончила Британскую высшую школу дизайна по направлению «Современное искусство». Это сформировало базу для начала моей самостоятельной художественной практики, и в первую очередь я научилась учиться. Это позволяет грамотно анализировать информацию, развивать критическое мышление, благодаря которому появляется способность формировать аргументированную точку зрению и свое уникальное видение. Но самое главное — это бесконечный ресурс для роста художественной практики и самого себя, как художника. Все это служит неисчерпаемым источником вдохновения, новых идей и открытий.
Где ты работаешь над своими проектами?
На данный момент моя мастерская — это лес. Надо сказать, что пространства задают основной контекст. Когда я работала в экспериментальном пространстве школы, напоминающем галерею, мои объекты соответствовали контексту и представляли собой современные искусственные материалы — поролон, полистирол, полиэтилен. Сейчас я нахожусь в лесу: это выход в совершенно иное пространство. Как живопись давно вышла за свои классические границы в сферу «расширенного поля», так и я продолжаю расширяться, ищу новые пространства, как в рамках новых знаний, так и в рамках территорий.
Мои ключевые объекты в лесу несут особые смыслы. Механические жесты распыления маркируют и расставляют акценты, подцвечивая и привлекая внимание лишь к определенным объектам и их свойствам, таким как сломленные временем или стихией деревья или причудливо запутанные сухие ветви.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Проект, посвященный лэнд-арту, сейчас полностью захватил внутреннее пространство моей души! Яркие контрастные цвета инсталляций подчеркивают красоту природы и побуждают зрителя оценить детали, формы и текстуры. Кроме того, важную роль играет время жизни моих инсталляций. Творения остаются на откуп природе, поглощенные естественными процессами, отказываясь от представлений об искусстве, как о постоянном объекте. Это бесконечная трансформация: дождь, снег, смена времен года либо уносят, либо вносят новое видение во внешний облик инсталляции.
Безумно интересно наблюдать за жизнью моих работ в природе. Недавно мне посчастливилось стать свидетелем такой стремительной смены декораций: буквально за три дня живописное пространство, в котором находилась инсталляция, менялось от охристых осенних тонов до цвета ослепительного ноябрьского пуха.
Какая у тебя цель в творчестве?
Моя цель — процесс, экспериментальное действие во времени, в ходе которого происходят провалы и совершаются открытия. В каком-то смысле я, как бешеный профессор, испытываю острые ощущения, начиная от точки входа, когда я пробираюсь сквозь лесную чащу в поисках идеи, потом ее находки, потом одержимости тем, чтобы воплотить фантазию в жизнь, с последующим разочарованием или восторгом от результата, и далее постепенным охлаждением эмоций с нарастающей жаждой уже новых впечатлений.
Какие у тебя хобби и как они влияют на твою творческую практику?
Мое «хобби» — увеличение, то есть обретение новых навыков. Например, я танцую танго — это очень интуитивная история про движение, физическое ощущения себя в пространстве. В то же время я вполне осознанно и с конкретной целью занимаюсь техникой речи для того, чтобы яснее, выразительнее, живописнее передавать личную историю художника.
Какие книги сейчас лежат у тебя на прикроватном столике?
Продолжая тему искусства речи: на моем прикроватном столике сейчас лежит книга с рассказами Константина Паустовского. Почти каждый день я делаю маленькие упражнения, выписывая из текстов живописные речевые обороты. Это сродни прогулке в лесу, когда ты учишься видеть и подмечать прекрасное, словно неуловимую взглядом паутинку.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
О том, что происходило в мире, я предпочитаю узнавать из книг, а о том, что происходит сейчас, — из СМИ. И здесь снова очень помогает навык критического мышления и тщательного анализа информации.
Расскажи что-нибудь, что ты узнала недавно и что тебя поразило.
Не так давно я прочитала древнегреческий миф об Аполлоне и Дафне, но поразил меня тот факт, что я «встретила» Дафну в своем лесу. Миф рассказывает о безответной любви бога к лесной нимфе. Влюбленный Аполлон преследовал Дафну, и она обратилась за помощью к отцу — речному богу Пенею, который превратил дочь в дерево. И, кажется, я встретила это удивительное дерево, будто с застывшим силуэтом внутри. Его тонкий ствол похож на девичий стан, красота изгибов которого вдохновила меня на создание песочной инсталляции. Теперь, каждый раз встречая в своем лесу Дафну, я любуюсь изменчивой красотой ее нарядов, один из которых я подарила ей сама.
Дафна (зима)
Дафна (осень)
Корни (детали)
Перекресток (осень)
Перекресток (зима)
Перекресток (зима)
Перекресток (зима)
Перекресток (осень)
Перекресток (осень)
Корни
Геометрия леса
Разлом (сухие ветви)
Разлом
Все фотографии предоставлены художницей.
Материал с сайта: https://design-mate.ru