Статья о том, что из себя сегодня представляет digital дизайн, о том, что на самом деле делают дизайнеры в компаниях и то, о чем никто не говорит.
Судя по тому, что я вижу в сети, статьях, в вопросах молодых дизайнеров, у меня складывается впечатление, что мало кто понимает сегодняшнюю реальность в профессии дизайнера. HR ищут одних, приходят другие, делают третьи. Никто до конца не может понять кто кому нужен и что надо делать. Попытаюсь помочь вам сложить пазл и увидеть ту реальность, которая происходит в большинстве компаний. Для этого необходимо понимать общую картинку.
Материал в первую очередь будет полезен начинающим дизайнерам, которые не понимают куда, как им двигаться и развиваться.
В этой статье я расскажу:
- Что из себя сегодня представляют дизайнеры и дизайн
- С чем на самом деле работают дизайнеры?
- Дизайнеры с точки зрения производства
- Что на самом деле стоит за трендами?
- Как работают дизайнеры в крупных и средних компаниях
- Почему без хорошего менеджмента дизайн малоэффективен
- Смертные грехи компаний в построении команд
- Какая на самом деле работа дизайнеров нужна компаниям
За 12+ лет я много успел где поработать, но самая поучительная работа была в компании, в которой мы пережили масштабирование. Один маркетинг в течении года вырос с 20 человек до 100. А команда, которая работала с дизайном выросла с 1 человека до 12.
Это была череда проб и ошибок, провалов и удач. Но мне удалось в итоге найти ту самую хорошую формулу, которая бы обеспечивала бесперебойную и слаженную работу дизайн-команды.
Что есть дизайн на самом деле? С виду, дизайнеры это просто ребята, которые рисуют себе какие-то картинки. Так многие о них думают. Ничего такого сложно казалось бы они не делают.
Дизайн-критиком быть очень легко, достаточно смотреть картинку и высказывать свои ощущения. Не нужен опыт, чтобы критиковать дизайн. Другое дело, когда ты смотришь на код и ничего не можешь понять, смотришь на финансовые отчеты, и тоже не понимаешь половину слов в таблицах, не говорю уже о химических формулах и чертежах, потому что все очень “сложна”. Но зато каждый волен быть “экспертом” в дизайне.
Критиковать дизайн — это легко. Это пожалуй единственный недостаток в этой профессии. Приходится постоянно отстаивать свою работу и в коммерческой сфере деятельности искать компромисс.
В каком-то смысле дизайнер — это гладиатор. Каждый раз показывая свою коллекцию на подиуме он ждет, вверх или вниз повернется большой палец. Жан-Поль Готье
Сложность еще в том, что весь дизайн, с точки зрения потребителя, часто — это субъективизм, вкусовщина, абстракция или стереотипы. Поэтому я и люблю больше всего направление UX и UI так как там результат дизайна можно измерять более эффективно. Он часто подчиняется конверсии, его можно измерить удовлетворенностью пользователей через отзывы, оценки и саппорт. Куда сложнее будут обстоять дела с оценкой логотипа или айдентики. В логотипе оценка “не нравится” мало поможет, так как человек часто не может объяснить, что ему не нравится. И одному может нравится, а другому нет. В интерфейсах же все проще. Людям проще объяснить, что нравится, а что нет: долгая регистрация или непонятно что делать, слишком мелкий шрифт…
Если не считать часто абстрактной и субъективной критики, то в остальном же у большинства дизайнеров “неприкосновенность” им сложно что-то предьявить, на фоне того же финансового отдела или ретеншена. Это просто ребята которые рисуют картинки и часто делают просто то, что говорят. Другое дело: аналитики, маркетологи, SEO, и другие специалисты. Они работают напрямую с трафиком, бюджетами и должны показывать конкретный результат: сколько вложили, сколько потратили, какой профит. Когда в компанию приходит аудит, то дизайнерам боятся точно нечего. Дизайнеры в этой цепочке просто поставщики. Их главная задача поставлять вовремя качественный, вкусный и эффективный контент. Утверждать его и не срывать сроки. Если все это происходит как надо, к ним вопросов никаких как правило не имеется.
Дизайнеры часто работают с “высшими” материями людской психологии: brand awareness, emotional design, look and feel, wow effect, impact и с другими малоизмеримыми или вообще неизмеримыи факторами. Когда дизайн создается через призму метрик, правил, то это скорее уже становится систематизированным конвеером с определенными критериями: удобный, практичный, оригинальный и так далее. Хороший дизайн в понимании маркетинга, получается, что-то вроде “удачной версией” чего-либо. Это то, что лучше всего продается и оценивается. Но будет ли это истинным явлением дизайна? Один раз сделали удачную модель и на этом можно остановиться? А дальше просто делаем по одному и тому же клеше модифицированные версии? Поэтому работая над дизайном, надо всегда стараться выходить за эти грани. Стараться делать дизайн который бы был больше чем просто “эталоном” чего-либо, имел бы запас актуальности больше чем на 2–3 года. Я считаю, чем больше срок годности дизайна, тем он гениальнее.
Легко сделать трендовый дизайн в духе времени. Для этого достаточно копировать. Намного сложнее сделать дизайн, способный оставаться вдохновляющим спустя сто лет. А еще сделать такой дизайн, которы бы все массово копировали. Очень часто дизайн еще зависит от технологий. Устарели технологии — устарел дизайн. По-этому дизайн — это эволюционный и нескончаемый поток. Дизайн — это, что пытается постоянно трансформировать материю которая нас окружает, придавая ей новые формы, образы, смыслы. Именно в этой бесконечной трансформации лежит суть дизайна. Когда объект создан, он уже потом разбирается на оценку: смысла, конверсию, восприятия, гениальности и так далее. А сама суть дизайна — это как раз история о том, что происходит в процессе создания нового объекта. Это что-то вроде формирования эмбриона, который развивается в утробе матери. Именно там закладывается будущее здоровье человека, то как он будет выглядеть, говорить, какую генетику нести, какой темперамент. Там происходит дизайн. И уже после появления человека на свет и после того, как он прожил жизнь, можно оценить эту работу, наполнить смыслом и достижениями.
Так и дизайнеры, работая над чем либо, должны учитывать тысячи различных факторов: актуальность, историю, взаимосвязи, психологию, логику, удобство, практичность… Выдавая определенный результат. Если мы говорим об инновационном дизайне, то задача дизайнера каждый раз пытаться создать что-то новое, выйти за грани привычного шаблона и паттерна. Вот это, наверное и есть суть дизайна, и самая сложная задача дизайнеров: ломать стереотипы, заходить на ту территорию, где еще никто не был, совмещать те формы и смыслы, которые ранее никто не совмещал, создавать уникальные взаимосвязи, чаще всего такие взаимосвязи рождаются с digital и физическим миром и технологиями. Я говорю сейчас о всех видах дизайна и проектирования. Например, все дома строят из кирпича, дерева, бетона, но вот дизайнер (инженер, изобретатель, как угодно его называйте) скрестил строительство с новыми технологии и придумал печатать дома. Вот в этом моменте и произошел дизайн. Он открыл ту территорию, где никто ранее не был. Вышел за рамки шаблонов и стереотипов. Нашел правильные взаимосвязи между 3d принтером, материалами, программированием, пользой и спросом, соединил все в одно и получил “печать домов”. UX дизайн в сущности выполняет ту же работу. UX дизайнеры исследуют различные взаимосвязи и находят новые формы. Появляется авторизация через отпечаток пальца или сканирования лица, создаются игры основанные на “гироскопе” все становится взаимосвязанно с интерфейсом или новыми технологиями.
Но при этом, это не значит, что все должны стремиться делать лишь новаторский дизайн. В нашем мире очень важна репликация. Она заложена в самой природе. Такие компании как Apple создают инновационный дизайн, ломают стереотипы, выходят за грани шаблонов, создают “лучшие версии” каких либо идей и поэтому начинает происходить репликация. Создав одно удачное решение — трансформируется весь мир.
Реплика́ция (от лат. replicatio — возобновление) — процесс создания двух дочерних молекул ДНК на основе родительской молекулы ДНК. … В ходе последующего деления материнской клетки каждая дочерняя клетка получает по одной копии молекулы ДНК, которая является идентичной ДНК исходной материнской клетки.
Это если говорить о глобальном и глубоком. Вернемся в реальность. В более простых плоскостях происходит тоже самое. Большинство графических дизайнеров по сути выполняют репликационную работу. Смотрят референсы на behance / dribbble, копируют лучшие решения, формы, идеи. Либо полностью дублируют их, либо добавляют что-то свое, создавая новое. И в этом тоже нет ничего плохого. Так заложено в природе. Важно нести и развивать лучшие решения. Но не каждый это может делать качественно. Вот тут уже как раз нужен опыт и обучение. Разве неопытный человек, который ни разу в руках кисти не держал с краской сделает копию “Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» 1486.” ? Без каких-либо навыков ничего не получится. Так же и в дизайне. Но при этом, картинку “Рождение Венеры” покритиковать каждый может. Одному цвета тусклые будут, другому лица неестественные, третьему сюжет скучный.
Содержание статьи
Дизайнеры с точки зрения производства
Если грубо, то деятельность дизайнеров можно разделить на несколько типов:
Дизайнеры которые делают дешевую реплику. Как правило это джуны. Они только учатся. Пытаются оформлять портфолио, как это делают крутые дяди из агентств, насмотревшись Behance, и при этом используя шрифт Ubuntu. Потому, что это самый интересный шрифт, который был на компьютере, при этом не понимая от куда он и для чего предназначен.
Дизайнеры которые делают качественную реплику. Как правило это мидлы, которые уже многому научились, во многом разобрались, но которым не хватает глубоких и фундаментальных знаний и опыта, чтобы выйти на новый уровень. Уверенно и хорошо продолжают просто делать копии качественных идей.
Дизайнеры которые создают уникальную трансформацию, находят оригинальные решения. Как правило это Senior. Вот тут уже у них и опыт есть и знания, и реплику они могут хорошо сделать и способны создавать свои уникальные и неповторимые вещи, не прибегая к готовым визуальным решениям.
Дизайнеры которые создают инновации, но как правило это труд целой команды. Эта та история, когда Senior развивается дальше и у него уже инструмент не только его руки, но а целая команда людей. Он становится дирижером, управляя целым ансамблем.
Дизайнер с уникальным стилем. Это что-то из разряда когда ты нашел свой уникальный и неповторимый стиль и идею, смог развить это и доказать миру дееспособность своей идеи. Тут бывает и такое, что джуны делают подобные революционные скачки, часто случайно, просто удачно откапали формулу. А бывает, что это приходит опытным дизайнерам спустя многие и многие годы, когда им пришлось оттачивать свое мастерство до совершенства, чтобы начать создавать настоящие шедевры.
Вот можете теперь честно себе ответить, какой вы дизайнер.
И поймите, что когда вам принесли очередной “тренд”, это значит, что вам принесли “качественный шаблон”, по которому вы должна сидеть и делать заготовки. Да, вы можете ощущать, какой вы классный и модный дизайнер. Да, такой дизайн, правильно использованный и интегрированный будет приносить прибыль компании, потому что он будет хорошо работать и идти в ногу со временем. Только вот загвоздка в том, что к созданию этого тренда вы не имеете никакого отношения. Вы просто выполняете репликационную работу. И истинной сути дизайна в этой работе нет. Да, вы тренируетесь, практикуетесь, штампуете. Но если вы не будете выходить за эти рамки, вы так и будете оставаться только репликатором, но гордо называя себя дизайнером.
Я 12+ лет в этой профессии и долгое время не мог воспринимать себя дизайнером, потому, что я понимал, что по большей части, я все основное время занимался репликами. До и до сих пор, я считаю, что я не сделал никаких большых открытий в дизайне. И развитию в этом направлении не будет конца. Просто с каждым годом качество моих реплик становитсялучше и лучше. И только спустя многие годы, узнав методологии, процессы и принципы, я научился создавать дизайн не отталкиваясь от готовых визуальных референсов. А создавать дизайн на основе истории, анализа, опыта, метафор, психологии, целей бизнеса и так далее. Потому что картинка в бизнесе сама по себе не живет, надо учитывать 100500 факторов, которые будут связаны с ней. Начиная от Tone of Voice (даже выбор шрифта, например, зависит от TOV компании ) и заканчивая позиционированием на рынке. А в сложных сценариях и условиях одного навыка репликации уже не хватает. Вы не можете просто взять успешную рекламную картинку с Африки и с таким же успехом ее запустить на рынке СНГ, например. От того и существует понимание адаптации под рынки.
Возможно, некоторых могла демотивировать информация о репликационной работе, но не стоит расстраиваться. Это естественный процесс роста и развития. Просто работа с рекликой позволяет нам развиваться быстрее. Куда проще тренироваться на репликах, чем с нуля создавать и придумывать что-то. Чем больше в интернете появилось референсов, тем быстрее люди стали обучаться.
Никогда не останавливайтесь в развитии, копайте вглубь и вширь. Выходите в дизайне и проектировании за рамки стереотипов, привычек, обыденности, именно там и рождается настоящий дизайн. Все остальное будет лишь образом, который вы явите миру для дальнейшей репликации.
Когда я начал выстраивать работу дизайн-отдела в компании, я заметил одно очень интересное явление: к дизайнерам обращаются практически все подразделения в компании. Так как я был руководителем, то все запросы сыпались на меня.
Получается, что дизайн обслуживет:
- Top management “Егор, надо срочно сделать презентацию для инвесторов, сделай пожалуйста на завтра.”
- Retention и Acquisition team Онлайн: “Егор, перестали конвертить наши креативы, наверное приелись уже всем. Давай что-то придумаем новенькое с интересной механикой” Оффлайн: “Егор, завтра брендируем аэропорт, метро, стаканчики, такси и нужен еще дизайн для огромного билборда в центре”
- Promotion team “Егор, мы тут выходим на новый рынок, нам надо 100500 баннеров разных размеров будем лить в Инсту, Facebook, Google…”
- Creative team “Егор, мы тут новый ролик снимать будем рекламный и запускаем кампанию, надо придумать концепцию как это будет адаптировано в онлайн все: лендинги, баннера, сторис, брендинг…”
- PR Team “Егор, мы решили заняться благотворительностью надо разработать новую айдентику, логотип, еще у нас конференция завтра и надо сделать брендвол срочно”
- SEO/IT Team “Егор, тут Google опять поменял правила, надо переделать дизайн…”
- SMM Team “Егор, мы тут новую рубрику придумали, нужны новые шаблоны, еще конкурс запускаем и хотим сделать 3d маску для инсты”.
Так выглядит типичный день руководителя отдела дизайна. Всем все надо срочно и на завтра. Так как о планировании мало кто слышал, а менеджмент плачет забытый всеми в уголке. И это я еще не затрагивал остальные отделы, по факту за дизайном обращается намного больше подразделений. Я перечислил основные, которые есть практически в каждой крупной компании. Чтобы выжить, пришлось придумать, как все эти запросы систематизировать и грамотно распределить задачи в команде.
Дизайн часто является финальным аккордом работы подразделений. До того, как картинка будет сделана, она проходит все цепочки бизнес-процессов: утверждается концепт, утверждается бюджет, контент, переводы и прочее. Но вся эта сложная работа не видна. Сделай говорят брендирование аэропорта, но никто при этом не понимает, сколько адского ада надо пройти, чтобы собрать данные по этому аэропорту, разобраться в размерах, ограничениях, правилах, расположениях, форматах, сделать визуализацию и прочее.
Благодаря работе в дизайн-отделе, я увидел все основные бизнес-процессы которые происходят в маркетинге. А это работа более 100 человек. Кто как работает, кто во время выполняет свою часть работы, кто с опозданием, кто на кого валит задачу, где порядок, а где полный бардак. В итоге за результат дизайна отвечал все равно я. С меня же будут спрашивать финальный макет. И мало кого будет волновать из топ менеджмента, что работа не готова, потому, что Серега с отдела контента не сделал перевод к сроку, а копирайтер вообще забыл сделать задачу.
Связи с этим приходилось выстраивать не только процессы внутри команды, но и влиять на процессы в компании в целом. Тут я и постиг дзен в менеджменте, планировании и узнал , что такое быть руководителем на деле. Потому, что если начнет факапить дизайн в digital компаниях, то и станет бизнес: не будут к сроку готовы ситуативные маркетинговые материалы (а их либо сейчас надо делать, либо уже никогда), не будут готовы баннера, лендинги, афиши, реклама, брендирование и все то, что приводит сегодня здесь и сейчас новых клиентов. Вот завтра, например, прямой эфир на ТВ, и надо сделать дизайн рекламной плашки. Что ты будешь делать если сорвал дедлайн? А как правило все это уже заранее оплачено и никто денег возвращать не будет. Срывать сроки просто недопустимо. Особенно если компания купила дорогостоющее брендирование в метро и каждый день простоя стоит овер дофига денег. Ответственность на самом деле большая. Поэтому дизайнеры и придумали айдентику, чтобы делать эту работу быстро и не придумывать каждый раз, что-то новое.
А так да, мы просто ребята, которые рисуют какие-то картинки. Вот только если эти картинки не будут сделаны вовремя, то все пойдет по одному месту и парализует работу отделов.
Это как раз история о том, куда дальше развиваться мидлу или сениору в компании: развивать процессы и более тесно интегрироваться с бизнесом, помогая ему. Создаешь внешнюю красоту бренда, а потом создаешь внутреннюю красоту компании, развивая дизайн бизнес-процессов. Методология везде одна и та же, делать: функционально, доступно, интуитивно понятно, вдохновляюще, красиво удобно и так далее.
Для того, чтобы выживать в этих условиях пришлось разработать:
- Экосистему дизайна
- Правильный сетап команды
- Онбординг новых сотрудников
- Выстроить четкие процессы и взаимодействия внутри команды и между командами
- Внедрить концепцию SMART
и многое другое.
Поэтому сам дизайн, это еще цветочки. Многие молодые дизайнеры, думают, что дизайн заканчивается тогда, когда они нарисовали лендинг. Но это не так, за всем этим стоит еще массу всего. Дизайн еще надо сверстать качественно, изучить поведения пользователя, учесть различные технологии, проверить баги и ошибки и много другое. Без хорошего менеджмента дизайн малоэффективен. Дизайнеры могут месяцами работать над одной задачей в поисках идеала. Но в реалиях от дизайнеров нужна другая работа. Компаниям некогда ждать, когда родится шедевр. Не каждый может это себе позволить. Кто-то должен выполнять каждый день рутинную работу и делать это быстро и в нужные сроки не срывая дедлайнов. Не всегда интересную, монотонную, скучную, но приносящую прибыль компании. Где-то надо работать конвейере , где-то создавать уникальные и неповторимые вещи, где-то просто выполнять максимально примитивную работу. Вы должны трезво оценивать свой опыт и свои возможности и понимать в чем вы хотите развиваться и что делать.
Мне очень повезло, что я мог с нуля собрать дизайн-отдел и избежать этих ошибок. Но исправить эти ошибки в командах, которые давно уже состоялись практически невозможно. Даю пару важных советов, которые могут вас спасти в будущем.
Грех 1. Гибридность сотрудников
Как быть? Есть к сожалению у наших HR одна особенность, что под UI/UX дизайном вся сборная солянка, пихать и графику, вёрстку и посыпая сверху азами в веб-разработке. Поэтому порой не понимаешь как отделить мух от котлет. Евгений Полянский, подписчик.
Это самая большая проблема не только в дизайн-командах, а в любых командах в целом. Запомните просто раз и навсегда. Как только вы берете гибридного сотрудника, вы можете попращаться со своими прозрачными и внятными бизнес-процессами в компании. Хуже гибридных сотрудников ничего придумать нельзя. Гибридный сотрудник — это хаос. Гибридный сотрудник — тот человек, которого вы не сможете потом уволить и который будет шантажировать вас, в итоге которому вы еще будете платить 2x, только чтобы он не уволился и бизнес не развалился. Гибридный сотрудник — малоэффективен. Возможно, когда вы маленький стартап и у вас мало дел, то можно совмещать род деятельности, но часто это происходит из-за того, что у вас нет просто денег нанять сотрудника, но при этом есть еще время заниматься другой работой. Рано или поздно гибридный сотрудник либо выгорает, либо вы масштабируетесь. И вот когда приходит этап масштабирования стоит четко разделять деятельность людей и не допускать их дальнейшей гибридности.
Компаниям кажется, что они экономят, нанимая человека, которой одной должностью закрывает 5 должностей. Вот только как бы эти компании себя вели, если бы, скажем, собирали себе армию? “Возьмем одного человека, он и танком управлять умеет, и повар, и разведчик, и снайпер, будем земли завоевывать.” С такой стратегией в реальном бою их бы разнесли в пух и в прах. Бизнес — та же война, только за рынок и потребителя. Каждый сотрудник должен заниматься конкретным делом и точка. Мазохисты те, кто соглашается на гибридные условия, и глупцы те, кто не понимает последствий приема на работу таких сотрудников.
Совет. Если вы видите в вакансии: нужен дизайнер: UX, motion, иллюстратор, верстальщик, логомейкер, 3d аниматор, фотограф… Просто выкидывайте в мусорку. Ничего хорошего вас в этой компании не ждет. Скорее всего за этой вакансией стоит бестолковый HR и бестолковый руководитель, где нет бизнес-процессов, компетенции в дизайне и хорошего менеджмента. Придя в компанию ничего кроме бардака вы не найдете. Вы будете заниматься не работой, а борьбой с хаосом.
Грех 2. Отсутствие онбординга
“Вот твой стол и компьютер. Работай.”
Это так не работает.
Новый сотрудник должен в полной мере обладать знаниями о своем окружении и пространстве. Это первые знания, которые ему необходимо дать.
Исследовательский инстинкт
Биологический смысл исследовательского инстинкта очевиден: индивид с развитой картиной мира более живуч. Это объясняется и тем, что развитая картина мира помогает более эффективно искать пищу, избегать хищников и вообще решать разного рода жизненные проблемы. Повышенная живучесть умных индивидов приводит к увеличению у него потомства, что является эволюционным преимуществом.
На языке бизнеса, сотрудник с развитой картиной мира компании более успешный. Знания помогают ему эффективно решать задачи, качественнее работать, быстрее и проще решать возникающие проблемы и сложности.
Новый сотрудник не должен быть ёжиком в тумане.
“Кто все эти люди? Чем занимаются эти ребята? К кому мне обращаться? Куда идти? Я старательно делаю свою работу, но мной недовольны. Что я делаю не так? А что? Так можно было? А я не знал. Культура компании? Какая культура? Цель компании? Не, не слышал. Это был наш директор? Ой… Неловко получилось. Я больше года работаю в компании, но до сих пор не понимаю, чем занимается мой сосед.”
Мы часто не может самостоятельно разобраться с кофемашиной или принтером в офисе, а ждём от своих сотрудников, что они сами поймут и разберутся, как вывести компанию на новый уровень, о которой они ничего толком не знают.
Новый сотрудник должен понимать то, как устроена его компания, как организована работа в команде. Должен погрузиться в культуру. Знать цели компании, миссию, принципы работы. Должен четко понимать, что от него ждут, какая его зона ответственности, задачи, полномочия. Должен обладать базовыми знаниями о бизнесе, индустрии. Понимать куда надо двигаться, развиваться, что можно улучшать. В противном случае, сотрудник, работая в компании, будет преследовать только свои личные цели, а не цели компании. Не будет иметь возможность раскрыть свой потенциал и сделать ценный вклад в развитие компании.
Для решения этой задачи, в каждом подразделении должен быть онбординг материал. К сожалению в СНГ культура онбординга совершенно не развита. Людей просто бросают на рабочее место и ждут от них чуда. Так это работать не будет.
Вы можете собрать толковую команду, но без лидера она не будет расти и развиваться. У каждой команды должен быть лидер. Руководитель, тимлид, как угодно его называйте. Культура лидерства, к сожалению, в СНГ тоже слабо развита. Чаще есть один ЦАРЬ всея компании, а все остальные слуги. К хорошему это тоже не ведет. Сколько я слышал историй о провалах из-за собственника самодура, просто не счесть. Просто запомните, где есть команда, должен быть лидер. Лидер ведет команду, направляет, развивает, доносит ценности компании, цели бизнеса, является хранителем корпоративной культуры.
Я рассказал немного о кухне дизайнеров, о том, как у меня были построены процессы, какие были принципы. Далее будут описаны направления в дизайне. Это именно то, что востребовано сегодня, без гибридности, с четкими задачами и зоной ответственности. Я уверен, вы можете прийти в любую компанию, как бы у вас там не называлась должность, делать вы будете одно и тоже. Просто я это уже разделили по процессам и обязанностям, избавив дизайнеров от гибридности. Эти данные помогут дизайнерам определится с деятельностью, а компаниям пересмотреть свои вакансии с пониманием, кого они ищут на самом деле.
Team Lead в каждой компании может проявлять себя по разному. Все зависит от специфики. Это человек по большей части руководитель. А руководители, как мы знаем, часто имеют разную форму. Это может быть креативный директор, арт-директор, просто руководитель подразделения, но суть деятельности не меняется, как это не называй. Это люди у которых инструмент не графический редактор — а команда. В нашем отделе и в наших реалиях Team Lead — это опытный дизайнер, у которого есть навык работы во всех проектах компании, больше с уклоном менеджера. Это такой человек который всем рулит, но в то же время имеет компетенцию во всех дизайн-вопросах и без труда может сделать любую работу собственными руками, но это необязательно. Он должен понимать цели и задачи бизнеса, необходимые результаты, контролировать сроки выполнения проектов.
Team Lead, как и project-manager, умеет эффективно распределять задачи в команде, понимать зоны ответственности, сроки и сильные стороны каждого дизайнера в команде, следит за правильно составленным техническим заданием со стороны других подразделений, контролирует статус и выполнение задач. Простыми словами — делает всё, чтобы команда могла слаженно действовать даже в самых сложных ситуациях.
Team Lead умеет давать обратную связь о проделанной работе, наставляет в сложных задачах, несёт ответственность за то, чтобы команда работала быстро, легко, эффективно и качественно. А самое главное — получала удовольствие от творческого процесса. Важным качеством Team Lead в коммуникации является позитив, терпение, профессиональная и тактичная критика, всегда сопровождаемая предложениями о том, как задачу или проект можно реализовать лучше. Team Lead всегда рад поделиться знаниями с другими сотрудниками, помогая им расти и достигать лучших результатов в работе. Team Lead — это тот человек, который никогда не сидит на месте, всегда самостоятельно развивается и мотивирует других, следит за рекламными и дизайн-трендами, способен генерировать новые идеи и всегда находит, то что можно улучшить в процессах, рекламе, продукте.
Team Lead — это больше о стратегии дизайна, менеджменте. Он отвечает за то, чтобы вся команда работала как единый механизм, не срывала сроки и все были довольны.
Если у вас есть большой опыт в дизайне, вы понимаете, что можете выстраивать процессы в команде, обучать сотрудников, у вас все хорошо с менеджментом, вы коммуникабельны, способны быть дирижером, то возможно это должность именно для вас. Но вам надо понимать, что ваш инструмент это уже не графический редактор — а команда. И выполняете вы работу с помощью команды. И за финальный результат в итоге отвечаете в первую очередь вы.
Бренд-дизайнер выполняет всю работу которая связанна с брендингом. Это человек который дышит айдентикой, живет духом бренда. Который заряжен культурой бренда и несет ее в массы. В основном бренд-дизайнер делает дизайн для оффлайн проявления.
- Мерч
- Брендирование
- Наружная реклама
- Коллабы … Все, к чему прикасается айдентика и бренд.
Дизайнер должен очень хорошо разбираться в брендбуке, иметь креативные способности, должны быть сильные графические навыки. Человек который отвечает за визуальное проявление бренда будь где. Если такого человека в компании нет, то следовательно везде бренд будет выглядеть по разному. Не будет целостности. Если в компании есть брендбук, должен быть человек, который отвечает за него. И все появляющиеся материалы на свет, должны соответствовать брендбуку.
Например, вы запускаете новую рекламную компанию, где есть проявления в: наружной рекламе, баннерах в интернете, креативах в социальных сетях и в почтовых рассылках. Задача бренд-дизайнера сделать так, чтобы везде в этих проявлениях было все сделано в едином стиле. Главная цель бренд-дизайнера — повышение Brand Awareness. Brand Awareness — это зафиксированная в памяти потребителей информация о бренде, его существовании, идентификации, свойствах, характеристиках и атрибутах.
Promo Designer создаёт рекламные материалы для online. Необходимо делать изображения для e-mail рассылки и бесконечное количество баннеров всевозможных размеров. Подобная робота крайне важна для компании. Именно благодаря тесной работе промо-дизайнера и отдела Retention и Acquisition прибыль компании и база пользователей постоянно растёт.
Каждый созданный баннер и каждую разработанную картинку для e-mail рассылки видят тысячи пользователей. Большое значение имеет то, насколько грамотно создан этот баннер, какую имеет конверсию, привлекает ли он пользователей, понимают ли люди суть предложения, хотят ли потенциальные клиенты действовать, контактируя с рекламными материалами.
Подобная работа требует большой усидчивости, внимательности, умения правильно и эффективно организовывать структуру всех рекламных материалов. Важно также умение анализировать успешные кейсы, анализировать feedback от отдела аналитики, работать с анимацией, генерировать интересные и оригинальные идеи. Придумывать как можно отличаться от конкурентов и создавать привлекающую внимание и интерес рекламу.
Главная цель — это работа, сфокусированная на повышение показателей: Impression to reg, Reg to Action, Mail Click Rate.
Impression to reg — количество зарегистрировавшихся пользователей после контакта с рекламой.
Reg to action — количество пользователей, сделавших определенное действие.
Mail Click Rate — количество пользователей, сделавших клик в письме после контакта с рассылкой.
Главная задача SMM-дизайнера — формирование бренда и имиджа компании. Ближе, чем в социальных сетях, компании не будут к клиентам нигде. Социальные сети формируют культуру и восприятие бренда.
Вторая задача — лидогенерация. Используя различные инструменты и создавая оригинальные креативы, SMM-дизайнер участвует в формировании базы лидов для компании, которую можно превратить в клиентов с помощью акций или конкурсов.
Создание динамического и статического контента для SMM. Необходимо понимать принципы психологии восприятия визуальной информации, принципы взаимодействия при помощи интерфейса, а также важно понимание итераций, метрик, конверсии, воронок и т.д, понимание того, как именно пользователь взаимодействует с контентом. Необходимо генерировать идеи для новых механик взаимодействия с контентом в социальных сетях, соблюдать концепцию брендирования контента для социальных сетей согласно брендбуку, уметь организовывать файловую структуру, создавать и поддерживать систему шаблонов для повторяющегося контента, следить за трендами социальных медиа, изучать новые технологии (3d-панорамы, маски, дополнительная реальность) и реализовывать лучшие кейсы в проектах.
Веб-дизайнер — человек который отвечает за все, что связанно с вебом. Это лендинги, сайт, промо страницы. Работает плотно с отделом привлечения и удержания, программистами. Изучает вопрос того, насколько хорошо спроектирован сайт, какая у него конверсия, какие есть ошибки в пользовательском флоу, контролирует качество реализации дизайна в верстке и многое другое. Это самое оптимальное направление, если вы хотите развиваться в будущем в UI/UX.
Вот это пожалуй основные и самые востребованные позиции в компаниях. Сегодня практически всем надо: 1. Вести соц. сети
2. Работать с рекламой и продвигать себя
3. Развивать бренд
4. Работать с собственным продуктом
Вот тут и находится основная деятельность дизайнеров.
Поэтому часто бывает сложно дизайнерам найти работу, так как они показывают в резюме то, что нерелевантно запросу компаний.
Но о том как искать работу, стоит написать отдельно. Если вам понравился этот материал, дайте знать, я с радостью расскажу о поиске работе для дизайнеров. Как это происходит на самом, что делать и что не стоит делать.
Часто мы сами придумываем себе проблемы, преграды, комплексы и рамки. Важно освободить себя, вдохнуть жизнь и понять, что ты можешь все. Во всем стремитесь к совершенству. Его сложно достичь, но если вы проявите упорство, окажитесь к нему ближе, чем те, кто из-за лени или уныния сразу отказался от него, как от чего-то недостижимого.О свобождайте свой разум от всего постороннего. В полную чашку — ничего больше не нальешь. Будьте гибкими. Брюс ли.
Умейте быстро прощаться со старыми стереотипами, бесполезными убеждениями. Умейте быстро трансформировать свое сознание, которое всегда готово к новым установкам и правилам. Так вы сможете всегда быть на шаг впереди остальных. Пока другие только будут только учиться принимать новую реальность, вы будите ее создавать.
Важно учиться понимать, вместо того, чтобы судить.
Помните о дисциплине. Дисциплина — это не ограничение свободы. Это отсечение всего лишнего.