Этический дизайн кажется простой концепцией. «Проектируйте вещи этично, верно?» Ну, да. Но что именно это означает? И как это работает на практике? Дизайнерам важно понимать, какое влияние они оказывают и какие шаги они могут предпринять для создания продуктов, полезных для ваших пользователей, для бизнеса и для общества. В этой статье мы разберем все это, опишем основные принципы этического дизайна, покажем вам примеры хорошего и плохого дизайна и рассмотрим некоторые способы работы в направлении более этичного дизайна.
Содержание статьи
Что является этичным дизайн? —
Этичный дизайн — это создание отличных продуктов наряду с вашими моральными принципами, убеждениями и принципами вашего бизнеса. То, что вы создаете, будь то веб-сайт, маркетинговая кампания или продукт, оказывает влияние на реальных людей, и эти эффекты могут вызывать колебания.
В идеале, как дизайнер, вы хотели бы взять на себя ответственность за свои этические усилия, но эта ответственность часто перекладывается на других. Культура, общество и политика меняют статус-кво того, что «этично» и что стало нормальным. Когда статус-кво меняется в постоянно меняющемся мире, как дизайнеры могут помнить об этическом дизайне? Вот тут-то и проявляются принципы этического дизайна.
Принципы этического дизайна —
Многие принципы этического дизайна вращаются вокруг уважения прав человека, усилий и опыта и даже вдохновлены Декларацией прав человека Организации Объединенных Наций. Пирамида «Этическая иерархия потребностей», созданная Аралом Балканом и Лорой Калбаг, иллюстрирует суть этического дизайна и то, как каждый слой пирамиды опирается и зависит от нижележащего слоя, чтобы гарантировать этический дизайн.
Удобство использования
В наши дни удобство использования должно быть основным требованием. Неиспользованный продукт считается конструктивным недостатком. В частности, дизайн должен помогать пользователю выполнять то, что он хочет, удовлетворять свои потребности, а также быть простым и приятным в использовании. Якоб Нильсен из Nielsen Norman Group определил пять основных компонентов удобства использования:
Обучаемость — насколько это легко для начинающих пользователей?
Эффективность — насколько быстро пользователи могут выполнять задачи?
Запоминаемость — каковы возможности для вернувшихся пользователей?
Ошибки — Сколько ошибок делают пользователи и насколько серьезны эти ошибки?
Удовлетворение — Насколько приятно пользоваться дизайном?
У дизайнеров есть моральное обязательство создавать интуитивно понятные и безопасные продукты. Яркий пример того, когда юзабилити терпит неудачу: помните, когда Samsung Galaxy Note 7 самопроизвольно загорался? С другой стороны, пример того, как хорошее юзабилити улучшает взаимодействие с пользователем: американская аптека Walgreens поддерживает своих пользователей с помощью приложения, которое отправляет своевременные напоминания о необходимости пополнить запасы витаминов, которые затем можно заказать в приложении, отсканировав штрих-код на бутылка рецепта. Это небольшие детали и изменения в дизайне, которые могут сильно повлиять на работу пользователей.
Доступность
Доступность должна быть включена в процесс разработки любого продукта или услуги, а не в последнюю очередь. Продукты всегда разрабатываются для «целевого покупателя», но подумайте о том, кто (не) намеренно исключен. Часто это люди с ограниченными возможностями. Например, дизайн веб-сайта не всегда оптимизирован для людей с нарушениями зрения, несмотря на тот факт, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, по крайней мере 1 миллиард человек являются слепыми или слабовидящими.
Существуют вспомогательные технологии для людей с нарушением зрения, позволяющие пользоваться Интернетом, однако часто существуют недостатки веб-дизайна, препятствующие доступности. Некоторые из наиболее частых проблем, обнаруживаемых слепыми пользователями, включают: области, недоступные через программу чтения с экрана, изображения без альтернативного текста и ссылки или кнопки без доступного описания. Доступный дизайн приносит пользу каждому!
Конфиденциальность
Вопросы конфиденциальности всегда актуальны для цифрового дизайна: Alexa слушает наши разговоры, Google отслеживает наши клики, а Facebook читает наши личные сообщения. Наилучшей этической практикой проектирования будет разработка проектов, которые собирают только личную информацию, которая отвечает наилучшим интересам пользователей.
Например, Signal — это безопасное приложение для телефона и обмена сообщениями, специально разработанное для защиты конфиденциальности пользователей. Когда вы регистрируетесь, он не запрашивает ничего, кроме вашего номера телефона, потому что это все, что необходимо для начала использования приложения. В связи с ростом осведомленности и обеспокоенности по поводу конфиденциальности в результате целевой рекламы и бизнеса, основанного на данных, наблюдается обратная реакция, и все больше клиентов ищут бренды, которые уважают наше право на конфиденциальность.
Прозрачность и убеждение
Лучшая практика этического дизайна — обеспечить прозрачность, чтобы пользователи могли делать осознанный выбор, что включает предоставление пользователям четких способов легко отказаться от членства. Например, на Amazon вы можете получить бесплатную доставку, если сделаете пробную версию Amazon Prime. Однако после того, как ваша бесплатная пробная версия истечет, Amazon автоматически взимает с вас полную стоимость годового членства, если вы не отмените его вручную и не будет никаких предупреждений или уведомлений, прежде чем они начнут платить.
Кроме того, до какой степени дизайнеры должны влиять на поведение и мысли пользователей. Часто слишком легко поддаться социальному давлению или даже тонким предложениям. В качестве анекдотического примера моя мать проводила исследование в Kaiser Permanente и упомянула о написании форм согласия для тематических исследований клиентов, в которых они не могли использовать Caps Lock / UPPERCASE, потому что это считается слишком принудительным. Как дизайнеры вы должны осознавать, что даже используемые вами шрифты и цвета могут повлиять на вашу аудиторию.
Участие пользователей
В конечном итоге проектирует для пользователя . Нет смысла включать пользователей в проектные решения, исходя из потребностей и идей пользователей. Ваш дизайн станет частью их жизни, а в идеале — положительным опытом.
Человеко-ориентированный дизайн (HCD), философия, разработанная Доном Норманом, поддерживает «активное участие пользователей и четкое понимание требований пользователей и задач». HCD требует вовлечения целевого клиента на раннем этапе и непрерывно на протяжении всего процесса, чтобы понять проблемы, которые у них есть, и то, как ваш продукт может помочь решить эти проблемы, что в конечном итоге способствует удобству использования.
Наиболее эффективный способ изучения вовлеченности пользователей — это проведение небольших групп пользовательского тестирования, которые покажут вам, в чем заключаются недостатки, а затем вы сможете пересмотреть дизайн и снова протестировать. И опять. И опять! Процесс проектирования, ориентированного на человека, иногда называемый дизайнерским мышлением, касается того, как дизайн улучшит пользовательский опыт.
Фокус
Дизайнеры должны понимать, что любой инструмент или услуга, которые они создают, — это лишь небольшая часть мира любого пользователя, и что вашему пользователю также иногда требуется перерыв. Эти продукты должны быть там, когда они нужны пользователю, и не мешать им, когда они этого не делают.
Netflix и Youtube упрощают просмотр видео с помощью функции автоматического воспроизведения. И еще есть Facebook, который призван засасывать вас. Даже Шон Паркер, бывший президент Facebook, описал, как Facebook намеренно разработал платформу для эксплуатации человеческого поведения, используя «цикл обратной связи с социальной проверкой», чтобы заставить нас жаждать этого хита. допамин от лайков или комментариев, побуждающий пользователя публиковать новые сообщения или проверять наличие новых уведомлений.
Устойчивое развитие
Изменение климата — это глобальная проблема, и нам, как дизайнерам, пора подумать о влиянии нашей работы на окружающую среду, ресурсы и климат мира. Прекрасным примером этической тенденции дизайна, охватывающей устойчивость, является круговой дизайн, который использует стратегию дизайна с замкнутым циклом, при которой ресурсы постоянно меняются.
Вместо создания продуктов и услуг, имеющих линейный жизненный цикл с началом, серединой и концом, цель состоит в том, чтобы разработать продукты, которые непрерывно меняются в различных формах, следуя циклу повторного использования и переработки, что приводит к меньшему количеству отходов. Многие компании выбирают круговой дизайн, например 57st. design, который производит модульную мебель, AMP Robotics, которая программирует более эффективных роботов для утилизации, и PlasticRoad, который перерабатывает пластик в модульные дорожные строительные блоки.
Как сделать ваш дизайн более этичным —
Самый простой способ принять этический замысел — это с самого начала внедрить эти принципы в свою практику. Вместо того, чтобы приближаться к концу процесса и пытаться добавить более доступные элементы или прибегать к уведомлению о конфиденциальности в качестве второстепенной мысли просто для защиты бизнеса, начните с четкого понимания и намерения.
Как способ начать процесс с правильной ноги, подключитесь к миссии и ценностям компаний и внедрите эти моральные принципы в свой дизайн. Это прекрасная возможность заставить клиента или компанию выполнить свои обещания, и как дизайнер вы поддержите их в выполнении их миссии.
Следите за предположениями
Часто проблемы возникают из-за наших предположений. В особенности, если нет контакта с пользователями продукта, легко предположить, как продукт будет использоваться.
Проблема с дизайном, основанным на предположении, заключается в том, что он не связан с людьми, которым вы служите, и может привести к потенциальным рискам или последствиям для пользователей, компании или общества. Отслеживая каждое предположение, вы никогда не забудете об ограничениях вашего дизайна (и будете не забывать тестировать и вносить изменения).
Попробуйте сеансы «Темной реальности»
Первый важный шаг к этичному дизайну — это начать задавать сложные вопросы, чтобы выявить слабые стороны вашего продукта и возможные последствия. Это называется сеансом «Темной реальности», практика, начатая древнегреческим философом Сократом. Этот метод фокусируется на стресс-тестировании концепции с помощью сложных вопросов. Доступны полезные инструменты, такие как Технические карты Таро, с такими вопросами, как:
«Каков срок службы вашего продукта?
Что, если количество пользователей будет исчисляться миллионами?
Каковы долгосрочные последствия для экономики, общества и окружающей среды?
Кому выгоден ваш дизайн? Кто проигрывает? Кто исключен?
Как можно было неправильно использовать ваш дизайн?
Сессии с темной реальностью помогут вам рассмотреть и определить слабые стороны вашей концепции и составить список вопросов и предположений. Эти слабые места и предположения можно проверить с потенциальными пользователями и скорректировать с учетом их потребностей.
Проблемы этического проектирования и способы их решения —
Существует множество причин, по которым этический дизайн игнорируется. Кто-то может сказать, что это неудобно, слишком сложно или не хватает времени и средств. Как уже упоминалось, эти опасения можно уменьшить, если начать с правильных ожиданий и намерений. Изменения не могут произойти в одночасье. Но, делая маленькие шаги при каждой возможности, вы можете достичь долгосрочных организационных изменений.
Другая проблема, которую мы затронули, — это определение того, кто несет ответственность за обеспечение этичности дизайна. Начальника, клиента, производителя, правительства или потребителя?
Каждый, в том числе и дизайнеры, берет на себя часть пирога ответственности. Вы можете найти время, чтобы проверить этичность разработки продуктов и привлечь всех к ответственности, если это не так. Компании могут требовать от дизайнеров этичного дизайна, поскольку он увеличивает ценность продукции. И дизайнеры могут сделать это частью своего кодекса поведения, что повысит ценность их бренда. У этичного дизайна есть множество преимуществ, особенно долгосрочных, которые могут укрепить бренд и продукт участников.
Проектирование этического будущего —
Исходя из ответственности перед окружающей средой, человечеством и собой, помните об этих этических принципах проектирования при продвижении своих будущих проектов. Вы даже можете взять на себя обязательство сделать эту часть своего кодекса поведения как дизайнер.
Независимо от того, как вы практикуете этический дизайн, если вы придерживаетесь своих убеждений и моральных принципов, это приведет вас к наилучшему возможному результату. Ваши будущие пользователи будут вам благодарны!
Нужен вдохновляющий этичный дизайн?
Наши дизайнеры могут помочь вам создать что угодно.