Недавно в дизайнерском чатике в телеграмме Design Spot была поднята тема собеседований. Как подготовиться и как пройти удачно. Джуниор-дизайнеры пожаловались, что им очень сложно найти работу. Необходимо пройти очень много собеседований (вплоть до 20) и сделать много тестовых, чтобы найти первое место. И вообще этот процесс может растянуться до 6 месяцев.
Та как я была шеф-дизайнером небольшого отдела дизайна в компании из 250 сотрудников, а затем соискателем на позицию в другой дизайн-области (практически на позицию джуна), то имею небольшой опыт с обеих сторон.
Итак, давайте разберемся в проблеме.
На позицию дизайнера, а особенно, дизайнера интерфейсов, куда порог входа выше чем в графдизайн, часто рассматривают специалистов с опытом работы от трех лет и кучей хард-скиллов. Никто не хочет возиться с начинающим. Поэтому основная цель, на мой взгляд, это показать, что с вами не надо возиться. Что вы все ловите на лету, постоянно обучаетесь и всегда немного опережаете требования работодателя. Вы адекватны, обучаемы и готовы сворачивать горы. Ну и талантливы само собой;)
Итак, у вас должно быть подготовлено: портфолио, резюме, соцсети и хорошее настроение с верой в себя.
- Нет портфолио — нет дизайнера. Даже у опытного дизайнера оно должно быть и желательно в актуальном состоянии. У начинающего проблемка в том, что «боевых» проектов нет. Нет «боевых » —выкладывайте учебные. Вы же учились на курсах. И поэтому, делая учебные, доводите их до конца. Приобретайте опыт любым способом. Придумывайте задания сами для себя, к примеру, редизайн существующей системы или сайта, логотип для фейковой компании, или обновление стиля существующей. Если получаете тестовые задания, то, их тоже выполняйте и складывайте в портфель. Предлагайте свою помощь друзьям и просто в соцсетях.
- Пишем резюме. Кратко, емко и по делу. Сверху разместите краткое описание: укажите свои сильные стороны, слабые или «зоны роста», свои цели и пожелания.
- Сохраните резюме в разных форматах. К примеру, я терпеть не могла резюме в формате ворда —с ним всегда были проблемы. И просила присылать в пдф. Это универсальный формат и он на всех системах выглядит хорошо.
- Расскажите всем знакомым и незнакомым, что вы ищете работу. Напишите во всех соцсетях, что открыты к предложениям. Обязательно заполните карточку в линкедин (не недооценивайте этот канал).
- Заводите знакомства с интересными вам людьми в линкедине. Там легко найти компанию и ведущего дизайнера в ней. Или эйчаров из компании-мечты. Будьте смелее.
- Проситесь на стажировку. Большие компании часто с радостью берут на работу стажеров. Иногда они об этом не объявляют, так, что просто спросите. Предлагайте свою помощь сами.
- Как быть с вакансией на рекрутских сайтах. Откликаясь на вакансию, пишите краткое адресное сопроводительное письмо. Пару предложений о себе: почему вам интересна эта вакансия и компания, и что стоит посмотреть в первую очередь у вас в портфолио. Поверьте, получая пачку откликов с анкетами, цепляет живая самопрезентация. Ты понимаешь, что это не шаблонное письмо, и человек действительно хочет к вам (хотя это не точно). Не будьте формальны, но и не панибратски. В первую очередь, хочется увидеть личность. И важно, если вы «не доросли» до заявленных требований в вакансии, скажите об этом. Объясните, почему вы все равно «этого достойны».
- Убедитесь, что вы прикрепили ссылку на портфолио. Все ссылки рабочие. Дайте прямые ссылки на самые релевантные работы. У вас могут быть работы по разной тематике или направлениям, а работодатель ищет что-то конкретное. Так дайте ему эту ссылку! И вместе с ней ссылки на другие похожие или просто хорошие работы. И не забудьте добавить к ним маленькое описание.
- Позаботьтесь о том, чтобы ничего не потерялось и все ссылки были на месте.
- Сделайте так, чтобы работодателю было удобно все читать и просматривать. Все тот же формат пдф, ссылки на работы, а не вложенные файлы. И, если есть требования к подаче работ или резюме, соблюдайте их. Это первый фильтр на внимательность.
- Сделайте так, чтобы вас запомнили, выделяйтесь, но не переборщите. Это не значит, что шаблоны с резюме работают. Вовсе нет. Прикрепите хорошую фотку, но не с бокалом шампанского 😉 Поверьте, на них смотрят и предварительно составляют мнение. Вы же дизайнер, так что поработайте над внешностью, фото и текстом. Все должно быть красиво.
- Фух, отправили. Ждем отклика. Вам написали или позвонили. Обычно это эйчар. Будьте вежливы, лаконичны и дружелюбны. Наладьте с этим человеком связь, он ваш союзник. Не набивайтесь в друзья, но иногда плохой эйчар может вас утопить, а хороший вытянуть.
- И вот вас пригласили на собеседование. Узнайте заранее информацию о компании и о позиции. Спросите на звонке у эйчара, кого они подбирают и для каких задач. Поймите, чему вы там сможете научится, и главное, чем вы можете быть полезны этой компании. Возможно, ваш предыдущий опыт экономиста или иллюстратора может косвенно пригодиться.
- Не опаздывайте на собеседование.
- На собеседовании не врите, будьте искренними. Не вводите в заблуждение о своих навыках, но и не недооценивайте себя.
- На собеседование возьмите с собой ноутбук с вашими работами и откройте в окнах браузера те, которыми вы особенно гордитесь. Скорее всего он не понадобиться, но в любом случае вы будете готовы что-то быстро обсудить.
- В конце разговора попросите обратную связь о себе. Узнайте про свои шансы, про сильные и слабые стороны. Можете ли на что-то расчитывать и если нет, то, что нужно подтянуть. Зачастую это единственный способ получить полную и прямую обратную связь. В остальных случаях это будут скорее всего отписки.
- Если получили тестовое, то это уже 50% успеха. Главное его сделать и оформить хорошо. Помните, вашему работодателю должно быть удобно его просматривать.
Успехов!