Субъективно можно сказать, что сегодня многие веб-сайты являются вариациями одного и того же. Это почему? И хорошо это или плохо? Давайте посмотрим на это.
С легкодоступными платформами (37% веб-сайтов используют WordPress) и обилием бесплатных шаблонов и стоковых изображений, это неудивительно. Любой может создать прилично выглядящий сайт, если у него есть терпение и немного времени. Более того, благодаря тем же шаблонам эти сайты могут предложить относительно хороший пользовательский интерфейс. В них используются хорошо разработанные системы навигации, цветовые схемы и макеты, и это то, к чему посетители Интернета уже привыкли. Естественно, и компании, и дизайнеры одинаково понимают, что работает, и создают веб-сайты, которые следуют общим тенденциям, которые люди знают и любят.
Итак, с некоторого времени дизайнеры замечают, что веб-сайты становятся все более похожими. И когда вы смотрите на достаточно дизайнов, кажется, что в этом что-то есть.
Но что это означает для дизайнеров и владельцев бизнеса? Должны ли они пытаться выделиться? Или есть преимущества в приспособлении?
Дело в том, что на эти вопросы может не быть однозначного, научно обоснованного ответа — и уж точно не тот, который подходит для всех.
Таким образом, вместо того, чтобы слепо следовать любым советам по веб-дизайну, организациям следует стремиться изучить каждый аспект своего веб-сайта в отношении того, как он служит бизнесу.
В конечном итоге вопрос не в том, следует ли вам использовать тот или иной шрифт, макет или цветовую палитру. Напротив, это то, как эти элементы способствуют конверсии и пользовательскому опыту, как они представляют ваш бренд и как они заставляют вас выглядеть по сравнению с вашими конкурентами.
В конце концов, вам нужно выделиться, не жертвуя удобством использования — тонкий баланс, который требует времени, чтобы довести его до совершенства.
Увеличение сходства веб-сайтов можно отнести к общим эстетическим тенденциям, присутствующим во всех формах творческого самовыражения.
За последние 25 лет, когда использование Интернета стало широко распространенным, большинство разработчиков придерживались нескольких тенденций в дизайне. Фактически, основываясь на внешнем виде, эксперты смогли четко определить четыре выдающихся периода мирового дизайна. Их называли рудиментарным, хаосом, формирующим и уплотняющим. Web 1.0 — это пример рудиментарного периода, который имел отчетливый, насыщенный текстом вид. Таким же образом и современные веб-сайты следуют определенным эстетическим тенденциям.
Как видно из приведенных ниже примеров, в 2000 году два популярных СМИ, CNN и The New York Times, придерживались схожего выбора дизайна. Это логично, особенно если учесть два основных фактора. Прежде всего, в это время все еще существовали серьезные технические ограничения в отношении того, что можно было делать в Интернете. С другой стороны, цель этих двух ресурсов была одинаковой: они были нацелены на то, чтобы дать посетителям Интернета возможность читать новости в Интернете.
Но, хотя мы могли ожидать, что технологический прогресс уступит место большей оригинальности, современные скриншоты доказывают обратное. Несмотря на то, что эти две компании были сильно обновлены в соответствии с современными стандартами, сегодня эти две компании все еще используют относительно похожие макеты на своих веб-сайтах, за исключением нескольких вариаций в использовании цвета и типографики.
Причина подобного сходства может заключаться в склонности художников следовать определенным правилам того периода. Но при обсуждении единообразия и оригинальности недостаточно указать эстетические (или технологические) периоды веб-дизайна. Чтобы иметь четкое представление о том, как они появились и как развиваются, нам необходимо определить точные особенности, которые можно легко сравнить друг с другом. В связи с этим команда Гори обнаружила, что существует три ключевых маркера веб-дизайна:
меню навигации
визуальные ароматы
медиа-композиция
Со временем они будут меняться по внешнему виду в соответствии с текущими технологическими и эстетическими тенденциями. Мы можем утверждать, что они будут продолжать меняться по мере того, как мы внедряем новые технологии или формируем новые привычки в отношении того, как мы используем Интернет.
Другой фактор, который способствует тому сходству, которое мы видим на сайтах, связан с растущей доступностью руководств и курсов по веб-дизайну, которые часто являются единообразными (ммм, неоригинальными) в своих предложениях. В конечном итоге, результатом этих руководств по передовой практике стала растущая тенденция выбирать похожие визуальные и функциональные элементы, которые медленно, но верно делают Интернет странно однородным местом.
Даже крупные игроки, у которых есть значительные бюджеты на дизайн, склонны придерживаться почти идентичных эстетических решений. Это работает и выглядит хорошо, так зачем рисковать что-то менять? Просто взгляните на приведенные ниже примеры, один от AirBnb, а другой от onefinestay. За исключением меню навигации, домашние страницы этих двух компаний очень похожи.
Почему соблюдение правил проектирования — это хорошо —
Конечно, следовать тенденциям — не обязательно плохо.
Придерживаясь распространенных советов, дизайнеры создают онлайн-пространства, которые пользователям уже знакомы. Теоретически это сокращает время адаптации, поскольку пользователям не нужно тратить время на привыкание к функциональным возможностям веб-сайта.
Например, на веб-сайтах электронной коммерции значок корзины размещается в правом верхнем углу. Когда пользователи хотят оформить заказ и произвести оплату, они автоматически просматривают этот раздел страницы.