От редактора: в этой статье используются несколько понятий, которыми автор называет дизайнеров. Generalist, мы перевели как «универсал». Specialist мы перевели как «специалист», T-shaped specialized generalist — «Т-специалист универсального профиля», а также производные этих терминов, вроде T-дизайнер. Мы даже сами запутались разок, но вроде должно быть понятно.
Кем лучше быть: «универсальным солдатом» или узким специалистом?
Выбирать незачем. Опыт показывает, что ни один из этих вариантов не самодостаточен. А вот в сочетании они увеличат вашу ценность, шанс на трудоустройство, способности к сотрудничеству и гибкость. Хороший дизайнер должен быть знаком со множеством вещей.
Такого работника называют Т-специалист = универсал узкого профиля = специалист универсального профиля или даже = многостаночник. Если вы хотите преуспеть в мире современного дизайна, именно таким дизайнером вам нужно стать.
Содержание статьи
Пора избавиться от лишних ярлыков
Считается, что универсалы умеют всё, но понемногу. Благодаря своим многочисленным умениям им легче идти вверх по карьерной лестнице, но обширность знаний не оставила места глубине, из-за чего большинство никогда не достигнут достаточного мастерства ни в одной области, не станут экспертами или идейными лидерами. Универсалы отлично работают в команде благодаря своим обширным познаниям в различных областях, но когда дело доходит до нудной рутинной работы, без подготовки они в ней скорее всего будут беспомощно барахтаться.
Специалисты же воспринимаются как эксперты в своих областях. Профессиональное обучение и рабочий опыт позволили им отточить своё мастерство. Они получают высокие зарплаты и дослуживаются до руководящих должностей. Но узкий спектр умений специалистов дорого им обходится. У них меньше возможностей за пределами своей области и меньше шансов сменить её на другую. Узким специалистам сложнее даётся совместная работа, потому что они хуже представляют, с какими задачами и трудностями сталкиваются их коллеги.
Веками и универсалы, и специалисты находили способы преуспеть в жизни (хотя самые успешные новаторы в мире всё же были мастерами в нескольких областях — об этом я расскажу чуть позже).
С приходом ИИ и машинного обучения конкуренция за рабочие места выросла. Начальство требует всё более творческих и эффективных подходов, а команды становятся многопрофильней. Современные работники больше не могут трудиться так же, как и раньше. Принципы работы меняются, причём быстро.
Вкратце, дизайнерам нужно сочетать в себе знания специалистов с кругозором и командными навыками универсалов. Меньшего уже не достаточно.
Знакомьтесь, Т-специалист универсального профиля
Генеральный директор IDEO Тим Браун рассказал, что они нанимают только Т-дизайнеров. Другие компании — например, Apple, Facebook и Google — действуют аналогично. Перестав требовать университетские дипломы, они всё чаще делают акцент на поиске разносторонне развитых дизайнеров, и затем пожинают плоды в виде более эффективного решения задач в командах.
Причём не только официальные работники должны быть Т-специалистами. Перед фрилансерами открылись многие двери, и независимым дизайнерам вроде меня выгодно становиться специалистами универсального профиля.
Это позволяет нам предлагать клиентам готовые решения, в то время как конкуренты смогли бы предоставить лишь малую часть от этого. Узкая экспертиза позволяет нам привлекать премиальных клиентов, ищущих только лучшего, а широкий профиль даёт выбирать из различных умений и универсальных знаний. За счёт этого мы становимся хороши в стратегическом мышлении, эффективны в сотрудничестве и растём в качестве, чтобы соответствовать изменяющимся требованиям клиентов.
Что же значит «Т-специалист»?
Представьте букву «Т». Её вертикальная линия — это ваша область квалификации; длина этой линии обозначает насколько глубоко и хорошо вы разбираетесь в теме. При выборе будущего сотрудника компании смотрят именно на квалификации, и многие команды построены вокруг специалистов, чьи навыки в разных дисциплинах дополняют друг друга.
Горизонтальная линия буквы «Т» символизирует широкий спектр ваших дополнительных навыков. В том числе области, смежные с вашей. А ещё коммуникативные навыки, которые позволяют вам лучше работать.
Область навыков дизайнера интерфейсов может выглядеть так:
/картинка 2/
Если же вы детально изучили более, чем одну специальность или область, то с развитием каждого из периферийных навыков ваша «Т» может стать больше похожа на «М».
/картинка 3/
В современном дизайн-сообществе можно часто услышать слово «эмпатия», обычно имеется в виду эмпатия к конечному пользователю. Т-специалистов отличает другой тип эмпатии — понимание коллег и клиентов, с чем именно те сталкиваются и как мыслят. Такая эмпатия проходит вдоль горизонтальной линии вашей «Т».
Это помогает построить связи и облегчить понимание между различными Т-специалистами в вашей команде.
/картинка 4/
Иногда дизайнеров с экспертизой в нескольких областях называют дизайнерами-единорогами. Уверяю: таки единороги существуют — ведь я один из них.
Я уже писал, что поиск своей ниши — это чушь собачья. Только лентяи и несмышлёные люди будут советовать сфокусироваться на чём-то одном в вашем саморазвитии. В жизни предостаточно времени, чтобы хорошо освоить несколько навыков. Единорогов не так сложно поймать, как кажется.
Т-специалистов отличает другой тип эмпатии — это понимание ваших коллег и клиентов, с чем они сталкиваются и как мыслят. Такая эмпатия проходит вдоль горизонтальной линии вашей «Т».
В своей книге «Случай многостаночника» Райан Холидэй рассказывает про самых успешных людей в истории, которые овладели умениями в различных областях.
«Посидоний совершал открытия в естествознании, астрономии, метеорологии, океанографии, географии, геологии, сейсмологии, этнографии, математике, геометрии, логике, истории и этике… помимо своей работы в качестве политического советника и военного стратега в высших чинах.
В не столь древнем мире Бен Франклин был известен как автор, издатель, печатник, сатирик, вольный каменщик, почтмейстер, политик, гражданский активист, учёный и изобретатель. Видимо, этого было недостаточно, поскольку он также был одним из ведущих метеорологов и исследователей торнадо в мире!
Томас Джефферсон написал Декларацию независимости, сидя на вращающемся стуле, который сам и изобрёл! А ещё он построил собственный дом.
Физик Мария Кюри известна за исследования радиоактивности и изобретение рентгена во время Первой мировой войны. Она была удостоена Нобелевской премии в двух различных областях: физике и химии».
Подобные успехи можно объяснить тем, что в те времена соответствующие области были не столь глубоко изучены, преуспеть в них было проще, поскольку объём доступных знаний был меньше — сейчас всё сложнее и сложнее стать разносторонне одарённым человеком. Но всё-таки такое мышление недооценивает заслуги этих известных людей. Тем более, что и сегодня можно встретить немало многостаночников.
Райан Холидэй в своей книге пишет: «по правде говоря, многие великие персоны современности были или являются многостаночниками. Люди забывают, что [известный игрок в американский футбол] Том Брэйди был в том числе и успешным бейсболистом. [Известный бейсболист] Дэйв Уинфилд мог стать профессионалом в трёх разных видах спорта. ЛеБрон Джеймс совмещает баскетбольную карьеру с бизнесом, продюсированием фильмов, и, помимо прочего, он филантроп и отец троих детей».
Спросите любого Т-специалиста или многостаночника — они ответят, что именно знания во многих областях привели их к успеху и известности в какой-то одной. Компетенция в одной области помогает преуспеть в другой. Вот как это объясняет Холидэй:
«Знания универсальны. Чем больше их у вас, причём неважно, из какой области, тем больше возможностей их применить».
Многочисленные исследования показали, что лучшие идеи приходят в результате объединения инсайтов из, казалось бы, абсолютно не связанных между собой областей. Только универсал может провести такие связи. Но он не обладает глубоким познанием ни в одной из областей настолько, чтобы успешно применить эти связи так, как это сделал бы узкий специалист. Поэтому специалист универсального профиля (Т-дизайнер) идеально подходит для возглавления командных проектов и продвижения новаторских идей.
Дэвид Эпштейн, автор книги «Спектр: почему универсалы преуспевают в узкоспециализированном мире» (Range: Why Generalists Triumph in a Specialized World), в одном из своих интервью объясняет, почему развиваться «вширь» лучше, чем «вглубь»:
«При узком подходе мы упускаем знания. <…> Специалисты становятся настолько узкими, что с приобретением новых знаний у них искажается представление о мире. <…> Более широкий подход к образованию повлияет на вашу способность применять имеющиеся навыки и знания в новой для вас ситуации. И эта способность зависит от того, насколько часто вы бываете в новых для вас ситуациях. <…> Получая больше подобного опыта, вам приходится приспосабливаться, придумывать новые решения и применять их в новых ситуациях».
В этом заключается настоящая сила специалиста универсального профиля (Т-дизайнера): широта вашего кругозора поможет вам приобрести новые связи и инсайты, недоступные узкому специалисту, которые вы затем сможете применить на глубине своих познаний, чтобы принять значимые решения в дизайне. Будет казаться, что вы совершаете открытия играючи, потому что вы будете видеть связи там, куда другие люди даже не посмотрят.
/картинка 5/
В чём преуспевают Т-дизайнеры
Что Т-специализация значит для дизайнера в практическом плане? Это значит, что чем большему мы учимся, тем больше растёт наша профессиональная ценность. Приведу несколько примеров.
- UI-дизайнер с опытом работы во фронтэнде, может создавать дизайн, реагирующий на вызовы и возможности современных фронтэнд технологий, и лучше документировать и объяснять новые требования к дизайну фронтэнд-разработчикам. Если ты Т-дизайнер, процесс передачи макета разработчику становится проще.
- UX-дизайнер с опытом ведения бизнеса, стратегическими навыками и познаниями в UI-дизайне может вести проект на протяжении всего жизненного цикла продукта, а не на отдельном срезе процесса. Такие дизайнеры предлагают неожиданные идеи на грани дизайна и бизнеса, и они же могут контролировать работу до мельчайших деталей как никто другой. Такой Т-дизайнер, работающий с UX, становится продуктовым дизайнером.
- Эксперт в брендинге с опытом работы в стратегии, нейминге, копирайтинге и коммуникации может не ограничиваться визуальной составляющей, чтобы передать образ и голос бренда, а использовать другие точки контакта и взаимодействия. Диапазон работы в брендинге становится всё более важным по мере того, как интерфейсы выходят за рамки экранов и становятся, например, голосовыми. Т-дизайнер, работающий в брендинге, создаёт гибкие вещи с расчётом на перспективу.
Мой опыт в качестве Т-дизайнера на фрилансе
Я считаю себя экспертом в UX- и UI-дизайне. Я чертовски хорош (это официальная характеристика) и во многих смежных областях, включая стратегическое мышление, брендирование, фронтэнд, прототипирование, программирование с использованием CMS и копирайтинг. Помимо этого, я неплох в поиске информации, нейминге, печатном дизайне и рекламе.
Ещё моя компетенция включает социальные навыки управления дизайнерской компанией: профессиональное и стабильное выполнение задач; эффективная коммуникация и верная оценка сложностей; управление проектами, обратной связью, тайм-менеджмент и превышение ожиданий клиентов. Этот набор умений не менее важно иметь и при работе в дизайне.
При работе с рядом клиентов я прибегаю только к некоторым из перечисленных умений — по крайней мере одно должно совпадать с моей квалификацией. Иногда приходится применять практически все из них. Могу с уверенностью сказать, что мои лучшие клиенты не выбрали бы меня, будь я специалистом только в одной области, либо универсалом без определённой квалификации.
Среди моих клиентов даже были владельцы дизайн-студий, и они нанимали меня, немало доплачивая сверху, потому что не могли доверить важную работу своим узким специалистам.
Клиенты нанимают фрилансеров, когда у них нет времени руководить командой специалистов для выполнения одного проекта. Им нужен широкий спектр навыков и надёжность многофункционального агентства, но в лице одного человека.
И когда они находят такого человека, они влюбляются в него и не хотят расставаться. Они держатся за него как за Кольцо Всевластья, потому что он избавляет их от забот и облегчает им жизнь.
В дизайн-команде применимы все те же Т-суперсилы. Специалисты универсального профиля отлично справляются с решением проблем и прекрасно работают в команде, вне зависимости от того, где они работают.
/картинка единорог/
Раскройте в себе силу единорога
Вы универсал без конкретной экспертизы, и это мешает вам добиться отличной работы?
В таком случае вы — надёжная лошадка, но вам не хватает сверкающего рога. Выберите одну или две своих сильных стороны и развивайте их. Станьте специалистом мирового уровня в том, что вы любите.
Вы — узкий специалист и упускаете много интересных возможностей из-за вашей узкой квалификации?
У вас есть впечатляющий рог, но вот нет туловища. Расширьте горизонталь вашей Т, изучите новые навыки, которые дополнят вашу основную квалификацию. Проще всего этого добиться, если вы будете принимать заказы на проекты за пределами вашей зоны комфорта.
Единорог получает свои волшебные силы только при полном развитии и тела, и рога. Возможно, лишь один или два новых навыка отделяют вас от превращения в по-настоящему потрясающего дизайнера.