За последние годы я написал много обзоров на разные дизайнерские вакансии (для ясности, скажу, что здесь речь о продакт-дизайнерах. О UX / UI-дизайнерах. Как бы вы их ни называли, вы меня поняли). Многие компании до сих пор требуют от вас наличия диплома дизайнера. Почему-то это всё ещё для них важно. И вот к таким компаниям у меня только один вопрос: а вы уверены, что наличие диплома гарантирует, что перед вами достойнейший из кандидатов?
А, может, вы сами себя ограничиваете и рискуете упустить какой-нибудь талант?
Так, так, попридержите коней. Я уже слышу, как прожжённые дизайнеры кричат на меня: «Да как ты смеешь, Стэн? Я учился дизайнерскому ремеслу у лучших мастеров. И говорить нечего, что кто-то сможет его освоить, не имея за плечами долгих лет учёбы».
Я слышу, слышу. Но послушайте, я совсем не против ваших дипломов. Я правда верю, что университетское образование неплохо помогает прокачать свои навыки, чем бы вы ни занимались. А ещё я верю, что изучение дизайна поможет вам стать неплохим дизайнером. И все мы знаем, что в колледжах, кроме самого предмета, мы ещё и свои личностные качества улучшаем. И это правда здорово!
Но, может, чтобы стать отличным дизайнером, иметь соответствующий диплом всё же не обязательно.
Эта статья как раз об этом: нужно ли вам упоминать профильное образование в ваших вакансиях на позицию дизайнера?
***
Давайте на минутку перестанем сотрясать воздух и посмотрим, что я нашёл. Вот объявление о вакансии в BASIC, одном из лучших дизайнерских агентств, которое сотрудничает с такими компаниями, как Beats, Fender, PlayStation и Nike. Действительно крутые ребята!
BASIC ищет Старшего дизайнера
А о дипломе нет ни слова. Зато есть «любовь к нашему делу: дизайну, творческому процессу, технологиям».
Теперь давайте посмотрим на объявление UENO, другого топового агентства, создающего проекты для таких брендов, как Lonely Planet, Google и Medium:
UENO ищет фрилансера на вакансию Старшего дизайнера в Нью-Йорке.
Круто же, правда? Я таааак тащусь от того, как написано это объявление. И снова о дипломе ни слова.
Погнали дальше, как насчет сайта Medium? Эту статью я как раз на нём и написал. А в процессе я так кайфанул от местного UX. Если вы читаете статьи на Medium, я думаю, вы понимаете, о чём я говорю.
Так чего же Medium ищет в своих кандидатах?
Вот так Medium ищет арт-директора
Супер коротко и по делу. Никто не требует ни диплома, ни образования.
Ещё один пример — Facebook. Вот вакансия продакт-дизайнера в Лондоне:
Facebook ищет продакт-дизайнера в Лондоне
И тут диплом не требуется.
Зато хотят «коммуникативные навыки» и «умение реализовать визуальные и интерактивные детали».
И последний пример из Work&Co. За деятельностью этого агенства я слежу с тех самых пор, как они покорили меня своим дизайном для Virgin America (просто загляденье!) И они входят в список топ-10 самых передовых дизайнерских компаний по версии Fast Company. Сдаётся мне, там немножко знают о том, как сделать крутой продукт и кого брать к себе в команду.
Work & Co ищет Старшего дизайнера в Бруклин, Нью-Йорк.
Не-а, здесь тоже ничего. Голяк. Кстати, на страничке «О нас» они пошли ещё дальше, взгляните: «Многие из нас сами обучились дизайну и разработке. Мы учимся друг и друга и больше всего ценим навыки и мастерство владения своим ремеслом».
***
Что мы можем почерпнуть? Эти компании выпускают невероятно успешные проекты, нанимая лучших из лучших.
И им не нужно наличие диплома дизайнера.
На своём личном опыте скажу, я встречал многих дизайнеров с выдающимися академическими показателями, которые при этом не могут похвастаться хорошими работами. Я также встречал ребят совсем без образования, чьи работы меня просто поразили. Последних попадалось не очень много, но примеры есть. Многие из нас пришли в дизайн из смежных областей (информационные технологии, маркетинг, реклама, психология — а иногда из совсем уж далёких сфер).
Да и вообще, всё это касается не только дизайнеров.
Вы скорее наймёте продавца с дипломом, или того, кто умеет хорошо продавать,как герой Леонардо Дикаприо в «Волке с Уолл-стрит»? Кого вы охотнее возьмете на работу: разработчика с дипломом или того, кто сможет реализовать крутое техническое решение? Лучше нанять маркетолога с дипломом или человека, на счету которого уже сотни тысяч привлеченных клиентов?
А, может, вам захочется и того, и другого. Может, я ошибаюсь. Может, я чего-то не понимаю.
Но спросите меня — и я скажу, что всегда смотрю на талант и на потенциал, а что там у кого в корочке написано, мне неинтересно. Нанимая дизайнера, я всегда оцениваю его портфолио — даже раньше, чем заглядываю в резюме. Если портфолио нет, то кандидат сразу пролетает мимо, на диплом я и не посмотрю. Даже слабое портфолио скажет мне гораздо больше о человеке, чем строчка в графе «Специальность». А когда портфолио достойное, то и работ хочется видеть больше!
Так что же требование о наличии диплома может сказать о вашей компании? Например, что статус кандидата вас интересует больше, чем наличие у него таланта и способности выдать хороший результат. Или, может, вы твёрдо убеждены в эффективности системы образования (но это уже другая история). Если дело в последнем, то ничего не меняйте, оставьте всё как есть. Всё равно это ваша компания, и вам виднее, как лучше ей управлять.
Но если вы работодатель совсем иного порядка, то, может, стоит обратить внимание на такие показатели, как увлечённость и приверженность, умение общаться и работать в команде, «любить своё дело» в конце концов. Забудьте о пункте «наличие диплома». Доверьтесь иным характеристикам, и вы увидите, как потенциальный кандидат наработает нужные навыки — и не важно, будь то опыт предыдущей работы или нечто совершенно новое и изобретательное.
P.S.: Джули Чжо, директор по дизайну Facebook не обучалась дизайну в университете. Она изучала информатику. Да и Харальдур Торгейфссон, генеральный директор UENO, тоже не имеет специального диплома. Он изучал финансы и философию, и только потом стал широко известным дизайнером на Dribbble.