В Пушкинском музее в Москве открывается выставка «Пикассо & Хохлова», посвященная отношениям испанского гения и его русской музы и первой жены. В экcпозиции — около 200 экспонатов: живопись, графика, монументальные панно, фотографии, открытки и письма. Большую часть работ привезли из Национального музея Пикассо в Париже, часть принадлежит фонду FABA, который возглавляет внук Пикассо. Впервые в России будут показаны неизвестные картины и документы из семейного архива художника.
Это не просто выставка, а скорее увлекательный роман, из которого можно узнать о сложных перипетиях отношений художника и его первой супруги. Зритель сможет заглянуть за кулисы дягилевских балетов, в которых танцевала Ольга Хохлова, почувствовать умиротворенную атмосферу дома художника и танцовщицы, проникнуться счастьем материнства, увидеть безоблачные годы детства их сына Пауло и разделить печаль угасания любви.
Русская балерина и молодой испанский художник познакомились во время работы над балетом Дягилева «Парад», музыку для которого написал Эрик Сати, а либретто Жан Кокто. Пикассо отвечал за костюмы и декорации, Хохлова танцевала. Почти сразу художник представил избранницу своей матери, которая сначала не одобрила выбор сына — поэтому, по легенде, Пикассо нарисовал Ольгу в испанском костюме, чтобы приблизить ее к материнскому идеалу. В 1918 году они обвенчались в православной церкви в Париже.
Семейная жизнь с Хохловой совпала с неоклассическим периодом творчества художника. Революционер от искусства, кубист Пикассо вдруг вернулся к фигуративной живописи, и облик Хохловой с ее классическими чертами, кажется, как нельзя лучше подходил именно для этого. Он уходит от образа маргинала, укрепляется его материальное положение, художник начинает вести светскую жизнь.
С середины 1920-х годов отношения пары омрачаются новым увлечением Пикассо. Постепенно они отдаляются друг от друга, а в работах художника появляется его новая муза Мария-Тереза Вальтер. В серии «Корриды и распятия» Пикассо отождествляет себя с образом быка, раздираемого на части страстями. Отношения Хохловой и Пикассо окончательно исчерпали себя в середине 1930-х, когда у художника и его новой возлюбленной родился ребенок.