«Караваджист между Римом и Брюсселем» — подзаголовок к выставке Теодора ван Лона наилучшим образом описывает его место в художественном пантеоне. Заметный мастер в первой половине XVII века, автор крупномасштабных композиций на религиозные темы, выполненных по заказу наместника Испанских Нидерландов Альбрехта VII Австрийского, церковных орденов и монастырей в Брюсселе и окрестностях, Ван Лон одним из первых перенес на нидерландскую почву главное живописное достижение того времени.
Сегодня его имя больше известно специалистам, для широкой публики его затмили более удачливые современники во главе с Рубенсом. Первая музейная ретроспектива художника в рамках трехгодичной бельгийской программы «Фламандские мастера» должна это исправить.
Полсотни живописных и графических произведений собраны по всему миру — работами Ван Лона поделились Лувр, Уффици, Рейксмюзеум, многие бельгийские музеи и частные коллекционеры. Некоторые картины приехали из церквей, которые они украшают с момента написания. Обрамлением для них служат работы итальянских караваджистов, которыми он вдохновлялся, и нидерландских художников, испытавших его влияние.
О его учителях и раннем творчестве мало что известно, да и в целом в его биографии есть белые пятна. Однако достоверно установлено, что, как и Рубенс, он ездил в Италию. Как минимум трижды был в Риме, каждый раз оставаясь на достаточно продолжительное время, учился в знаменитой Академии святого Луки. Влияние на Ван Лона оказали художники болонской школы во главе с Аннибале и Лодовико Карраччи и — безусловно — революционные работы Караваджо. От Карраччи в его картинах эффектные цветовые решения и тонкие тоновые переходы, от Караваджо — натуралистичные изображения святых, морщинистые лица и скрюченные пальцы, театральные жесты и сложносочиненные композиции.
Живопись Теодора ван Лона — пример безусловного триумфа барокко, возвращавшего католицизму утраченный престиж и влияние в сложное время контрреформации. У Ван Лона он получается еще более внушительным и эмоциональным, чем в интерпретации Рубенса. Голубь — Святой Дух буквально пикирует к Марии в сцене Благовещения, в луврском «Поклонении пастухов» ангелы «сыпятся» как из рога изобилия, сцена Успения Богоматери из Королевских музеев Бельгии закручена по спирали, возносящей Деву Марию в горний мир. Барочная чрезмерность компенсируется разве что тонким цветовым решением.
Зимой несколько измененная экспозиция переедет в Национальный музей истории и искусства в Люксембурге.