Уже несколько лет раз в пару месяцев обязательно встречаю какой-нибудь пост или статью с критикой Dribbble. Основным аргументом людей, критикующих эту площадку, является то, что на дрибббле все ненастоящее: «Решения из дрибббла нельзя применить на реальных проектах».
Я долго пытался понять, почему яркие концепты вызывают такой хейт у большóй части дизайн-сообщества. Возможно, они когда-то разрабатывали условный лендинг для продажи щебня оптам и решили использовать в дизайне модный тред с дрибббла. Но клиент/арт-директор/коллеги не оценили такой творческий эксперимент, и дизайнер в отчаянии решает, что все эти красивые картинки неприменимы в жизни, и ставит клеймо на этот розовый сайт. Но кто неправ в этой ситуации? Дизайнеры, которые рисуют концепты или дизайнеры, которые не знают, в каких проектах можно использовать решения из этих концептов?
Такое чувство, что кто-то заставляет 1 в 1 копировать шот с дрибббла и использовать его в коммерческом проекте. «Дрибббл не подходит для реальных проектов» — люди, которые подобное заявляют, скорее всего, не умеют пользоваться референсами и не знают значение слова «вдохновение».
Единственное исключение — это начинающие дизайнеры. Если они будут в большей степени смотреть на концепты, у них может сложиться ощущение, что и в реальных проектах можно использовать подобные решения.
Вряд ли кто-нибудь поспорит, что творчество в дизайне отходит на дальний план. Есть целый список требований, которые для коммерческих проектов важнее, чем эстетичность и красота. Дрибббл позволяет добавить в профессию то творчество, которое многие дизайнеры хотели бы видеть в своей работе.
Приведу аналогию с модными показами. Все эти дикие наряды на странных подиумах не выпускаются в массовые продажи. Это называется «haute-couture» (высокое шитье), дизайнеры и модельеры вручную создают одежду в единичных экземплярах и ее стоимость может превышать 100 тыс. долларов. Также есть Pret-a-porteŕ (готовое для носки), эти модели одежды выпускаются для продажи в бутиках «высокой моды» и ручного труда в создании одежды из этого сегмента используется значительно меньше. И есть масс-маркет, где одежда тиражируется огромными партиями, и все производство автоматизировано.
Конечно, можно предъявить высшему сегменту фэшн-рынка, что их одежда не удобная, не актуальная для реальной жизни и такое не наденут на работу. Но все понимают, зачем это делается. Благодаря таким коллекциям дизайнеры одежды пытаются сделать что-то новое, что в дальнейшем отразится на массовом производстве. Весь виток развития модной индустрии задает сегмент «haute-couture». Тренды, видоизменяясь и адаптируясь, доходят до масс-маркета, но это не значит, что в H&M будут продавать птичью клетку или брильянтовую люстру.
Я считаю, что отношение к дизайне-концептам и в частности к дриббблу должно быть такое же, как и к подиумной моде. Если вдохновляться только рабочими продуктами, то все будут вариться в собственном соку и по тысячи раз перерабатывать одни и те же идеи. Концепты нужны, чтобы на их основе создавать что-то новое в коммерческой работе и расширить свое представление о привычном дизайне.
Вот, к слову, и мой Dribbble.