На старте работы над сайтом клиенты приходят с запросом: «Сделайте нам три-четыре варианта на выбор». Однако из опыта Digital-агентства «Атвинта» одной концепции будет достаточно в большинстве случаев.
В статье расскажем, почему одной достаточно и в каких ситуациях лучше сделать больше вариантов.
Обычно мы делаем только один максимально проработанный вариант концепции. Дорабатываем и развиваем его, когда переходим к проектированию и разработке дизайна внутренних страниц сайта.
Об этом договариваемся на этапе переговоров: сейчас предлагаем только одно решение, а если предложенная идея совсем не подойдет, будем подбирать другие варианты.
Однако после защиты первой концепции новых вариантов делать не приходится. Рассказываем, почему так получается.
Содержание статьи
Почему клиенту важно увидеть несколько вариантов дизайна
Ситуация: компания обращается в агентство за редизайном или разработкой сайта с нуля. Одним из первых этапов в работе будет создание дизайн-концепции. На этом этапе дизайнеры проработают визуальную идею под бизнес-задачу клиента. А клиент сверит свое видение проекта с командой агентства и опробует сотрудничество на небольшом отрезке работы.
Клиент еще не знает подхода агентства и команды, поэтому просит несколько вариантов концепции, чтобы оценить работу и иметь возможность выбрать.
За этим желанием обычно скрываются рациональные доводы, которые сводятся к трем типичным пунктам:
- Недоверие агентству: «А правильно ли агентство понимает мою задачу?».
- Желание контролировать результат: «Я отвечаю перед руководством за конечный результат, поэтому хочу влиять на его».
- Клиент хочет получить результат в бизнес-терминах, и пока не понимает, как дизайн поможет в этом: «Хочу выбрать дизайн, который будет лучше работать на конверсию сайта».
Из этих аргументов очевидно: клиенту важно не количество концепций, а понимание, что агентство действительно решит его задачу.
Несколько концепций на старте дают ощущение уверенности, что задача будет решена так, как нужно клиенту. Однако это ощущение обманчиво.
Почему подход «нескольких концепций» плохо решает задачу
Вероятно, идея о нескольких концепциях пришла в веб-дизайн из логомейкерства. В этой сфере обычная практика — предоставить клиенту несколько вариантов.
Но тут важно понимать разницу между дизайном логотипа и дизайном интерфейса.
Логотип — это один элемент, за которым скрывается одна метафора. Интерфейс — это несколько визуальных идей и интерактивные взаимодействия, которые связаны в единую систему. Полноценная проработка такого комплекса дизайнерских решений для сайта потребует гораздо больше времени, чем нескольких метафор для логотипа.
Отсюда идет дилемма: за одно и то же время можно сделать несколько набросков сайта или одну детально проработанную концепцию.
И дальше будет один из сценариев:
- Дизайнер сначала уделит внимание концепции, которая хорошо решает задачу заказчика, а потом добавит пару вариантов для ассортимента. То есть покажет клиенту заведомо провальные идеи.
- Дизайнер сделает несколько одинаково проработанных набросков, но упростит в них задачу. Например, не станет учитывать какие-то важные пользовательские сценарии или сегменты аудитории.
В обоих случаях клиент будет выбирать из потенциально «неполноценных» вариантов. Это может привести к тому что, у компании будет визуально красивый сайт, но работать на бизнес-показатели он не будет. Ведь клиент не обязан досконально разбираться в дизайнерских решениях и может выбрать не самый эффективный вариант. А дизайнер переложит ответственность за результат на клиента: ведь именно он сделал финальный выбор.
Так не пойдет.
Хорошая концепция — это решение конкретной задачи
Клиент обращается за решением задачи. Работа агентства и дизайнеров состоит в том, чтобы досконально разобраться, подобрать лучшее решение и затем обосновать, почему оно лучшее. Тогда концепция будет подходить именно этому клиенту, решать именно его задачу и отражать имидж именно этой компании.
Для разработки одной хорошей концепции придется погрузиться в потребности заказчика и пользователей сайта, исследовать бизнес-процессы, разобраться в пользовательских сценариях, болях, желаниях и страхах аудитории.
Так, когда делали концепцию редизайна для американской CRM-системы, мы сначала взяли демо-доступы, протестировали основные пользовательские сценарии и нашли узкие места в UX. И уже на фундаменте из этой информации построили концепцию.
Например, обнаружили так называемые Zero Data Screens. Это когда пользователь попадает на пустой экран без информации, но с интерфейсным текстом: «Сначала выберите клиента» или «Выберите период». Такие экраны тратят время пользователей и невероятно раздражают. Лучше сразу выдать нужную информацию списком и разместить фильтры для уточнения запроса. На это сделали упор в концепции.
Половина успеха концепции — это презентация и работа с фидбэком клиента
У концепции есть всегда есть основное направление. Именно его нужно в первую очередь согласовать. Во время защиты клиенту демонстрируем:
- насколько концепция индивидуальна и помогает отстроиться от конкурентов;
- насколько она заточена под задачи компании, которые были озвучены во время брифинга;
- насколько продуманы паттерны восприятия пользователей;
- насколько сайт вписывается в имидж компании и отражает ценности;
- команда готова получить замечания и доработать концепцию.
Эта часть работы пройдет успешно, если команда дизайнеров в агентстве действительно разобралась в пожеланиях и задаче клиента.
Пример — концепция сайта для детской больницы. В дизайне отстроились от сайтов схожей тематики через анимированные иллюстрации и минималистичную стилистику. В концепции учли пожелание по важным для больницы направлениям, которые они хотят продвигать. Разобрались в том, что важно для аудитории сайта, — родителей, — и вынесли эту информацию на первый экран.
Концепцию собрали в видео-презентацию для заказчика.
После презентации клиенту собираем обратную связь: что клиент думает о предложенных решениях. Это поможет развивать дизайн в верном направлении на всех остальных страницах сайта.
По каждому замечанию уточняем, что именно смущает или не нравится в предложенном решении. Если замечаний нет, узнаем, что привлекло внимание или заинтересовало больше всего.
Когда все-таки стоит делать несколько концепций
Подход с несколькими концепциями хорошо работает для американских и некоторых европейских заказчиков. Для них визуал и настроение — важная составляющая сайта. При этом для выбора концепции достаточно ключевых образов и набросков без детальной проработки сетки, навигации, взаимодействий.
Но на российском рынке такой подход сработает хуже: заказчику важнее сразу на стадии концепции увидеть всю картину целиком: как сайт будет работать, будет ли такое решение удобно для пользователей, насколько дизайн соответствует сфере бизнеса. Только визуальных фишек не достаточно.
Например, для российских производителей комплексов БПЛА «Кронштадт» на этапе концепции разработали интерфейс главной страницы: от сетки и текста до 3D-иконок. Концепцию оформили в моушн-презентацию, чтобы продемонстрировать основные взаимодействия элементов и анимации.
То есть клиент сразу видел, каким будет готовый продукт.
Несколько концепций на российском рынке актуально разрабатывать либо для промосайтов, либо корпоративных сайтов, где визуальная составляющая более важна, чем интерфейсные взаимодействия и UX.
В этом случае на уровне концепций продумываем не весь интерфейс, а только какие-то его фичи и особенности, которые задают настроение.
Так мы работали со студией разработки игр Friday’s Games. Для них мы делали несколько концепций, каждая — без детальной проработки только на уровне набросков и фишек. На одной упор был сделан на интерактивные иконки из их фирменного стиля, которые мы сделали в 3D. В другой сделали акцент на визуализации их офиса, в следующей — на персонажей их проектов и крупных шрифтах.
Такой подход был оправдан исходя из задачи: нужно было презентовать студию для потенциальных сотрудников. А для этого — выбрать образ, который команда проассоциирует с собой.
При этом с Friday’s Games мы начали сотрудничество все равно с одной проработанной концепции. На первой концепции разобрались в пожеланиях заказчика, погрузились в тематику, изучили аудиторию, продумали структуру сайта и подачу информации. А на этапе нескольких набросков подобрали визуальный образ. При этом логику сайта сохранили и развили в дальнейшем.
Первая концепция:
Итоговый вариант:
Финалим
Сколько концепций делать — вопрос договоренностей с клиентом и конкретной задачи. Именно правильное понимание задачи и погружение в проблему поможет подобрать правильное решение.
- Клиенту не важно количество концепций, ему важно, чтобы агентство сделало дизайн, подходящий под его запрос.
- Продемонстрировать вариант решения можно одной концепцией, если правильно разобраться в задаче.
- Мало нарисовать концепцию, ее нужно презентовать, услышать обратную связь и доработать детали.
В результате такого подхода клиент получит дизайнерское решение своей задачи и будет понимать, что вы эксперт и при этом полностью учитываете его мнение. Тогда дальнейшее сотрудничество по разработке сайта будет более доверительным, а процесс на этапе проектирования и дизайна — эффективным.