У студии вышел новый выпуск видеоблога «ДжонФёдор», где мы говорим о цифровом мире и дизайне в частности. Одной из главных тем стало обсуждение организации рабочего процесса: выбор специализации, изучение клиентских ожиданий, постоянное информирование о собственных проектах, прозрачность разработки и альтернативный метод оплаты.
Содержание статьи
Выбери свою специализацию и изучи клиентские ожидания по рабочему процессу
Мало показывать хорошие макеты, желательно так же закрывать еще какие-то графические компетенции. Здесь каждая студия выбирает своё: анимационный дизайн, 3D, иллюстрации, и тд. Это должно стать сильной стороной команды, чтобы потенциальные клиенты знали, к какому исполнителю идти с той или иной задачей.
Также при поиске своей специализации важно отрабатывать сопутствующие страхи клиента по работе с исполнителями — это может касаться сроков сдачи проекта или квалификации дизайнеров. Всё в совокупности отражается на позиционировании и упрощает процесс дальнейшего продвижения услуг.
Мы выделили четыре направления, которые должны совершенствоваться в каждой студии уже сейчас:
— полное погружение в бизнес клиента;
— быстрая коммуникация и информирование по текущим задачам;
— соблюдение сроков проектов;
— точное попадание в концепт.
С точки зрения маркетинга, узкая специализация и закрытие дополнительных ожиданий у клиента — это способ выделить компанию среди однообразной массы конкурентов. Подробнее прочитать про боли клиентов и о работе с ними можно в статье Максима Кыштымова из студии Chipsa — здесь.
Помни, что главное в дизайн-студии — дизайн
В России существуют сотни студий и лишь немногие действительно известны на рынке. И у этого есть вполне логичное объяснение: необходимо сообщать, что вы делаете и как, быть на виду, поддерживать коммуникацию с потенциальными клиентами и рынком. Мало, кто показывает свои проекты системно, описываает подход и свой опыт.
Тут важно запомнить, что главное в дизайн-студии — это дизайн. Студий, которые не выкладывают собственные проекты, в каком-то смысле для рынка не существует. Если вы дизайнер интерфейсов или долгое время работаете с одним продуктом, то это не должно стать для вас оправданием, — учитесь рассказывать о внедрениях, фишках, результатах, полученных в ходу вашей деятельности. К примеру, у нас в практике есть разработка онлайн-кейсов, где мы рассказываем про эксперименты с цифровой аналитикой для среднего бизнеса. Онлайн-кейсы регулярно обновляются, как только команда получает дополнительные данные и инсайты по проектам.
Окончанием проекта для вас должна стать не последняя оплата, а публикация его в публичном пространстве. Проект остается в работе до тех пор, пока его не увидит рынок. Это должно происходить на постоянной основе, превратиться в рутину и стоять в календаре, как отдельная задача по маркетингу. Информация должна подаваться равномерно, лучше разработать отдельную стратегию, которая поможет следить за разрывами и интенсивностью задач в плане. Более того, когда вы выкладываете работы, вы можете влиять на рынок и вносить свой непосредственный вклад в его развитие.
Помимо публикации проектов, стоит подключить к работе дополнительные ресурсы продвижения, это может быть таргетированная реклама или ведение спецпроектов на альтернативных площадках, таких как YouTube или Telegram. При этом не стоит забывать о репутации — агрессивная и навязчивая реклама не воспринимается положительно, а разговоры без прикладных примеров могут формировать неправильное впечатление.
Отрывок с 20:38 по 27:18.
Будь открыт для клиентов
В нашей практике студия предоставляет клиентам свободный просмотр макетов в программе Figma, где онлайн можно отслеживать на каком этапе находится проект в данную секунду. Также мы не прячем своих сотрудников, они всегда доступны в чатах, дизайнеры общаются непосредственно напрямую с заказчиками, а познакомиться с каждым возможно в Instagram.
Процесс выстраивается так, чтобы клиент всегда знал на какой стадии находится разработка и какие задачи были выполнены. Плюсы такого подхода заключаются в следующем: стираются коммуникативные барьеры, процесс полностью прозрачен для клиента, команда получает больше фидбэка о проделанной работе.
В итоге у клиента растет доверие и лояльность, он находит в таком подходе для себя преимущество. Клиент знает, что кроме обещаний он получит результат, потому что сам может наблюдать за процессом.
Когда заказчик не видит, что происходит с проектом, появляется тревога и страх, что его обманули и забыли, а это лучше искоренять на начальных этапах. Для дизайнера существует своя опасность: без подключения клиента к процессу есть возможность полностью не совпасть с решением, которое придумал себе заказчик в момент, когда его оставили одного.
Изучи другие схемы оплаты за свои услуги
Оплата за проект — самая уязвимая и несправедливая часть рабочего процесса. Крайне сложно оценить риски и трудозатраты на старте, а согласование концепта может занять гораздо больше времени, чем это ожидалось изначально. Кроме того, у исполнителя нет никаких гарантий получить деньги вовремя, зато оплата аренды офиса и зарплата сотрудникам имеет точный срок.
Что касается нас, то мы перешли на модель Time&Material. Вместо оплаты за конечный результат или 50/50 оплата происходит за этапы. Time&Material в первую очередь дисциплинирует заказчика и заставляет более обдуманно обсуждать и планировать проект. Чем больше часов потрачено, тем больше придется платить, но если клиент участвует и дает вовремя обратную связь, то работы становится значительно меньше. У студии резко снижаются риски получить кассовые разрывы, все рабочие часы будут точно оплачены, без затрат за свой счет.
Этот способ оплаты хорошо работает с ежедневными отчетами, снимает возражение на вопрос «А откуда я знаю, куда уйдут эти часы?». Также уменьшает конфликтность на уровне количества возможных итераций или вариаций дизайна, клиент и исполнитель работают просто ровно столько, сколько требует того задача.
Об этом хорошо пишет сооснователь RedMadRobot Максим Десятых — здесь.
В этом же выпуске:
- Николай Иронов и развернутый комментарий Юрия Ветрова о нейросетях и генеративном дизайне;
- обсуждение WOW-сайтов с Евгением Кудрявченко из украинской студии Vintage;
- социальный опрос пожилых людей в парке Маяковского о качестве и стоимости логотипов;
- конкурс Артёма Геллера «Нетти» и расчеловечивание.
Обязательно смотри и подписывайся на наш YouTube-канал, чтобы оставаться в курсе последних новостей в digital-тусовочке!
Оставайся на связи: pragmatica.design, instagram, behance, facebook, dribbble.