ИСТОРИЯ ОДНОГО ЛОГОТИПА
Люблю копаться в истории знаков и логотипов с криминальным прошлым. Социокультурный код — ключ к расшифровке любого знакового изображения. Мы являемся носителями определённого социокультурного кода, который отвечает за нашу способность к расшифровке знака. В одном культурном контексте знак может оказаться бессмысленным, в другом — наполненным положительным смыслом, в третьем — токсичным. Столкновение знака с тем или иным культурным кодом — настоящая драма, “посильнее, чем “Фауст” Гете”, как метко выразился И.В. Сталин. Одной полукриминальной историей из своей коллекции хочу поделиться с вами.

Молодое поколение скорее всего и не вспомнит такую олдскульную американскую группу, как KISS. Образованная в Нью-Йорке в 1973 года Полом Стэнли, Джином Симмонсом, Питером Криссом и Эйсом Фрили, представляда музыкальный стиль, который получил название glam rock, (от англ. glamorous). Группа стала чрезвычайно известной в первую очередь благодаря характерному гриму, который музыканты наносили на лица, сюрреалистическим костюмам и затейливой сценической бутафории, которая кровоточила, плевалась искрами, выпускала цветные дымы, ну, одним словом — создавала атмосферу праздника. Музыка их, по правде, меня никогда не впечатляла, но речь не об этом…

Не меньшую роль в обретении группой скандальной известности сыграл её логотип. Музыканты были подвергнуты жёсткой критике за то, что он имел сходство с нацистским символом SS (так называемые Schutzstaffeln — «штурмовые отряды»). Из-за этого сходства, группа KISS в СССР была внесена в чёрные списки как неонацистская и жесточайшим образом запрещена. Между тем этот неоднозначный логотип, по мнению журнала Rolling Stone, считается по сегодняшний день, самым узнаваемым за всю историю рока.

Вопрос о том, сколь осмысленно музыканты группы KISS использовали нацистскую символику, замалчивался, а потому оставался открытым долгие десятилетия. И вот, несколько лет назад, корреспондент MTV задал этот вопрос одному из живых членов коллектива. Тот рассказал, что использование значка штурмовых отрядов SS в брендинге группы было непреднамеренным, как он выразился — «несчастным случаем» и в доказательство раскрыл семейную тайну, что двое участников KISS Пол Стэнли и Джинн Симмонс — евреи, и более того, мама одного из них даже отсидела в середине 40-х в фашистском концлагере и что они за всё хорошее, против всего плохого и никаких нацистских подтекстов и коннотаций по определению у них быть не могло. Вот такая история. А на сегодня всё. Делайте дизайн и подходите к этому осмысленно.
А знаете, кто был дизайнер американского флага? Можно прочитать в моём блоге: http://wp.me/p5JGGu-pM
И подписывайтесь на мой Телеграмм канал, там — залежи информации о дизайне, брендинге и всём таком: https://t.me/romashindesign
«НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ» was originally published in Дизайн-кабак on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.