В Русском музее открывается выставка графики основателя супрематизма Казимира Малевича из архива Анны Лепорской — 117 рисунков были подарены музею наследницей знаменитой художницы по фарфору и дочерью Николая Суетина Ниной и до нынешнего времени были неизвестны широкой публике. До этого музей владел всего 35 рисунками Малевича.
Выставка должна стать настоящим открытием, так как большая часть наследия Малевича уже осела в музейных и частных собраниях и довольно хорошо известна. Кроме того, мир искусства еще не отошел от скандала, когда в Музее изящных искусств Гента были выставлены «неожиданные» работы русских авангардистов, в том числе и Малевича, признанные подделками большинством экспертов. Но на этот раз «неожиданность» может быть только приятной — никаких сомнений в подлинности работ Малевича нет. Архив Николая Суетина и Анны Лепорской, которые были учениками и верными соратниками великого Казимира, был унаследован Ниной Суетиной.
Коллекция действительно уникальна — рисунки датированы от раннего до позднего периода творчества Малевича. Здесь есть графика времени становления, когда художник еще занимался фигуративным искусством и безуспешно поступал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Малевич периода 1900–1910 годов еще был увлечен стилем модерн, так что те, кто сомневается, что автор «Черного квадрата» умел рисовать, будут приятно удивлены.
Есть на выставке и эскизы будущих супрематических картин, выполненные на листках в клеточку, которые наверняка заинтересуют специалистов. Среди рисунков 1930-х годов неожиданно видеть эскизы росписей зрительного зала Красного театра или эскиз росписи купола Государственного Народного дома, которые, впрочем, так и остались на бумаге.
К. С. Малевич «Портрет матери» около 1907 Государственный Русский музей
К. С. Малевич «Женский портрет / Портрет матери» 1900-е Государственный Русский музей
К. С. Малевич «Портрет мальчика» 1907 Государственный Русский музей
К. С. Малевич «Стоящая девочка» 1907 Государственный Русский музей
К. С. Малевич «Женский портрет / погрудный» cередина — вторая половина 1900-х Государственный Русский музей
К. С. Малевич «Женский портрет в шляпе с пером» конец 1900-х Государственный Русский музей
К. С. Малевич «Супрематизм. 17 t» 1915 из серии супрематических композиций «t» Государственный Русский музей
К. С. Малевич «Супрематизм. 13 k» 1915 из серии супрематических композиций «k» Государственный Русский музей
К. С. Малевич «Супрематизм 13 i» 1915–1916 из серии супрематических композиций «i» Государственный Русский музей
К. С. Малевич «Супрематизм. 11 k» 1915–1916 из серии супрематических композиций «k» Государственный Русский музей
К. С. Малевич «Супрематизм. 7 f» 1915–1916 из серии супрематических композиций «f» Государственный Русский музей
К. С. Малевич «Супрематизм. 3 i» 1915–1916 из серии супрематических композиций «i» Государственный Русский музей
К. С. Малевич «Супрематизм. 7 l» 1917–1919 из серии супрематических композиций «l» Государственный Русский музей
К. С. Малевич «Портрет Ивана Клюна» конец 1920-х Государственный Русский музей
К. С. Малевич «Два женских портрета» конец 1920-х – начало 1930-х Государственный Русский музей
К. С. Малевич «Гладильщица» конец 1920-х – начало 1930-х Государственный Русский музей
К. С. Малевич Эскиз росписи купола Государственного Народного дома 1931-1932 Государственный Русский музей
К. С. Малевич Эскиз росписи зрительного зала Красного театра в здании Государственного Народного дома 1931-1932 Государственный Русский музей