Более трехсот образцов мебели в стиле историзма можно увидеть на новой выставке с романтическим названием «Мебель для всех причуд тела» в Манеже Малого Эрмитажа. Большая часть экспонатов показывается публике впервые.
В России период историзма в декоративно-прикладном искусстве растянулся на время правления сразу трех императоров — Николая I, Александра II и Александра III, с 1820-х до 1890-х годов. Но главное место на выставке заняли объекты николаевской эпохи. Помимо самой мебели, здесь показывают эскизы, гравюры, изображающие мебель из салонов петербургских магазинов и мебельно-обойных мастерских, а также акварели с видами дворцовых интерьеров.
Мебель эпохи историзма отличалась от предшественниц периода классицизма большим разнообразием. Сегодня мало кто помнит, как выглядели бержерка, гамбсовские кресла, диван-визави или кресло-жаба, а ведь в произведениях классиков русской литературы авторы порой давали характеристику своим героям по одному из названий мебели, окружавшей их.
Название выставки также литературно — «Мебель для всех причуд тела» отсылает к повести «Маскарад» Николая Павлова, описавшего взыскательный вкус дворянства 1820–30-х годов, где мебель обязательно была «прихотливой», «причудливой» или, по крайней мере, «изящной».
Самые ценные произведения мебельного искусства производили столичные мастерские братьев Гамбс, В. И. Бабкова, К. Гута, А. Эмзена, А. И. Тура — главные поставщики императорского двора. Придворная мебель моментально становилась образцом для подражания для остальных. Именно эти вещи из царских резиденций и стали главными экспонатами эрмитажной экспозиции.