В Национальной галерее в Лондоне открылась выставка «Мантенья и Беллини», посвященная двум гениям Возрождения, на протяжении семи лет работавшим бок о бок. Живопись, рисунок, скульптура стали полем для творческого диалога художников, которые состояли в родственных отношениях.
История взаимоотношений Андреа Мантеньи и Джованни Беллини стоит особняком в истории Ренессанса. Они были не просто друзьями-соперниками, но принадлежали к одному художественному клану. В 1453 году Мантенья женился на дочери знаменитого венецианского художника Якопо Беллини Николосии, став зятем Джованни. В течение нескольких лет художники писали одни и те же сюжеты, впрочем, уже на этом этапе стало ясно, насколько разными дарованиями они обладают.
Картины Мантеньи рассудочны, насыщены множеством деталей и символов. Для Джованни Беллини с самого начала важны эмоции, которые передаются через состояние пейзажа и цветовое решение картины. Эта разница особенно очевидна, если сравнить две картины на один сюжет — «Моление о чаше». У Мантеньи изображение можно назвать кинематографичным и многословным: к молящемуся Христу спускаются ангелы, с другой стороны уже видно, как к саду подходят стражники, которых ведет Иуда. Беллини, написавший свой вариант пятью годами позже, заимствовал у Мантеньи некоторые элементы композиции и символики, но его картина получилась более цельной и проникновенной.
Найти множество сходств и различий можно в сюжетах «Сошествие во ад», «Распятие», «Пьета», «Мадонна с младенцем» и портретах. В почти одинаковом по композиции «Сретении» художники написали и свои автопортреты. На картине Мантеньи он изобразил себя и Беллини справа, Беллини же ограничился своим автопортретом, написав его также в правом углу. После 1460 года каждый из художников идет своей дорогой. Мантенья поступил на службу к герцогу Гонзаго и умер в 1506 году. Беллини всю жизнь работал в Венеции и пережил Мантенью на десять лет.
Со временем различия между мастерами становятся всё более очевидными. Мантенья уделяет всё больше внимания рисунку, Беллини — цвету. Хотя самая знаменитая картина Мантеньи «Мертвый Христос» демонстрирует виртуозное владение перспективой, именно здесь у него появляется трагическая сверхэмоция, благодаря которой картина стала одним из шедевров Возрождения.
Талант Беллини проявился в создании одного из самых тонких и проникновенных образов Мадонны с младенцем, где не только сам образ богоматери наполнен нежностью, но и пейзаж передает эмоциональное состояние счастья материнства. Впрочем, Беллини стал одним из величайших колористов Возрождения и благодаря тому, что нашел удивительный оттенок синего цвета, отголоски которого столетия спустя обнаружились у Ива Кляйна в его International Klein Blue.