Издательство Strelka Press и музей современного искусства «Гараж» выпустили манифест конструктивизма «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры». Автор Моисей Гинзбург был лидером конструктивистской группы архитекторов эпохи авангарда и построил главные здания русского конструктивизма — жилой дом Госстраха и жилой дом Наркомфина в Москве.
Рассуждая о природе термина стиль, подчеркивая влияние на современное искусство особенностей машины и определяя конструктивизм в архитектуре, Моисей Гинзбург обращает внимание на проблему рабочего жилья, характерную для современной архитектуры 1920-х годов и в России, и в Европе. Оглядываясь в прошлое, автор рассказывает об особенностях архитектурных решений в зависимости от эпохи. Так, «Греции наиболее свойственен храм с его типовыми особенностями, Средневековью — церковь, собор, Ренессансу — дворец». Гинзбург отмечает, что силы архитекторов определенной эпохи были направлены на разрешение задач своего времени. И в сознании современников складывается образ о первостепенной значимости некоторых элементов для стиля того времени. В манифесте он ставит на первое место труд, как элемент жизни, предложенный новой активной социальной средой. Поэтому основной проблемой современности 1920-х годов Гинзбург ставит разрешение всех задач, «которые связаны с понятием труда: рабочий дом и дом работы, бесконечное множество задач, которые они обусловливают». Как мы можем заметить, проблемы актуальные и в наши дни. Также Моисей Гинзбург подчеркивает, что и формы промышленной архитектуры не должны вытеснить собой все прочие виды архитектурного творчества, в том числе архитектуру жилого дома. Просто промышленные сооружения повлияют на его вид. В главе «Характерные черты нового стиля» автор перечисляет причины, повлиявшие на создание жилого и общественного дома:
- Экономическая депрессия (Особенности «заставляют зодчего конструировать свою задачу, заставляют использовать все качества и возможности строительного материала, лучшие и наиболее совершенные конструкции сегодняшнего дня».)
- Ограничение творческой деятельности архитектора («Он поставит себе целью не безудержную фантазию отрешенного замысла, а четкое решение задачи, в которую вписаны определенные данные и определенные неизвестные. Архитектор почувствует тогда себя не декоратором жизни, а ее организатором».)
- Условия современной техники («Речь идет о стандартизации строительного производства, о массовом изготовлении машинным путем отдельных деталей архитектуры, отдельных составных частей ее».)
Купить книгу
Материал с сайта: https://design-mate.ru