Есть вещи, которые следует делать на фрилансе, чтобы быть более эффективным. Клиенты ценят качественную работу и грамотных специалистов. Если качество вашей работы находится на должном уровне, то пора позаботиться о втором пункте.
Эта статья для тех, кто только начинает работать на фрилансе и хочет понять, какие шаги следует предпринять, чтобы работа была всегда. Статья разбита на разделы, которые следуют друг за другом в логическом порядке.
Содержание статьи
Подготовка
Выбор фриланс-биржи
Среди множества бирж фриланса нужно определиться, какой именно нужен вам. Cреди российских бирж, можно выделить две самые популярные: fl.ru и freelance.ru. В основном заказчики размещают проекты на них, а потом дублируют во все остальные.
Я выбрал fl.ru и окончательно остановился на нем. Сравнивать его с freelance.ru не буду, потому что нет достаточного опыта его использования. Поэтому выбирайте площадку по своему усмотрению, не прогадаете.
Данные в профиле
Профиль должен быть максимально заполнен достоверной информацией о вас. Исходя из данных в вашем профиле заказчик должен четко понимать, с кем имеет дело.
Загрузите фотографию, на которой изображены вы, желательно по плечи. Если у вас хорошо развит личный бренд, есть обширное портфолио и отзывы клиентов, то можно загрузить и свой логотип.
Подтвердите свои номер телефона, email, паспортные и платежные данные. Все это будет отображаться в вашем профиле и будет доступно всем в виде значков.
Укажите контактные данные и ссылки на профили в социальных сетях. У клиента появится возможность связаться с вами удобным ему способом, либо узнать о вас больше на Facebook или Medium.
Описание услуг
В общем описании нужно указать то, что для вас важно при работе над проектом. Оно должно отсеивать тех клиентов, которые не подходят под ваши критерии.
Напишите о своем рабочем графике; о системе предоплаты и оплаты; о возможности работать по безопасной сделке; о гарантии результата, который описан в техническом задании; о доступности связи с вами в процессе работы.
Портфолио
Просто загрузить картинки в список работ недостаточно. Каждую работу нужно описать, хотя бы кратко. Опишите суть проекта; этапы работы; используемые технологии; цену и срок;
Не лишним будет сделать полноценную презентацию на Behance и оставить ссылку на нее в описании проекта. Это покажет серьезность вашего подхода к проектам и увеличит шансы быть выбранным клиентом.
Практика
Портфолио
Чтобы получить клиента нужно портфолио, но чтобы было портфолио нужны клиенты
С такой ситуацией сталкиваются новички, когда начинают работать на фрилансе. Клиенты не отдадут вам заказ, пока не увидят, на что вы способны. Станьте сами для себя заказчиком. Придумайте и сделайте проект, которым вам хотелось бы заниматься. Подумайте над тематикой; какой стиль, цвета, шрифты, иконки будут использоваться в проекте.
В результате у вас получится полноценный проект, который можно разместить в своем портфолио. Да, вы потратили время и не получили оплату за тот проект. Но нужно понимать, что это инвестиция в ваше портфолио, которое в дальнейшем будет работать на вас. Чтобы смело откликаться на заинтересовавшие вас заказы, трёх проектов в портфолио будет достаточно.
Ссылка на презентацию одного из моих придуманных проектов — перейти.
Отзывы
Перед тем как дать вам заказ, клиент посмотрит на отзывы о вашей работе с предыдущими заказчиками. И если он увидит хотя бы три положительных отзыва, то вероятность получения заказа возрастает в разы.
Поэтому, на первых этапах нужно сфокусироваться не на заработке денег, а на получении положительных отзывов. Пусть проект будет с маленьким бюджетом, который вас не устраивает. Получить отзыв — главная задача.
Клиент понимает, что платит меньше, чем стоит ваша работа на самом деле. Но когда при этих условиях он получит качественный результат, то на хороший отзыв он не поскупится. С его стороны это будет как дополнительная оплата за вашу работу.
Клиент охотнее согласится дать проект тому, кто сделает дешевле, учитывая что у вас в портфолио хорошие работы. Поэтому собрать отзывы — дело времени.
Отклики на заказы
Когда в ленте задач на фриланс-бирже вы видите подходящий заказ, то нужно на него откликнуться и написать заказчику. Исходя из того, что вы напишете, он примет решение — дать вам работу или нет.
Новички думают, что чем быстрее откликнуться на заказ, тем выше шанс стать исполнителем. Для этого они заготавливают универсальный текст, который бездумно рассылают разным заказчикам. Это быстро, легко, но не эффективно.
Важна не скорость, а качество. В первую очередь уделите время изучению задачи: просмотрите вложенные макеты, прочитайте техническое задание. Только после этого начинайте писать текст для отклика.
Чтобы текст вызвал доверие и не пах шаблонностью, сделайте его индивидуальным.
- В приветствии укажите имя заказчика, если оно указано в профиле или задании;
- Используйте в тексте ключевые слова из задания, чтобы клиент понимал, что вы с ним ознакомились;
- Укажите ссылки на ваши работы, похожие по теме на эту задачу;
- Напишите, сколько примерно времени у вас уйдет на эту работу и сколько стоит час вашей работы;
- Добавьте основные контакты, по которым с вами можно связаться;
Такой отклик на задание выделит вас среди массы других шаблонных сообщений. Это сделает вас профессионалом в глазах клиента и он это оценит.
Предоплата
Перед тем, как взять проект в работу скажите клиенту, что не работаете без предоплаты. Многим клиентам это не нравится. Они думают, что вы получите деньги и пропадете, не дав результата. Но брать предоплату должно быть вашим правилом, которое не обсуждается. Если клиент не хочет платить, то вы с ним не работаете.
При этом не важно, какой размер предоплаты брать с клиента. В идеале — это 50% или 30%. Можно заявить фиксированную сумму, например — 10 000 рублей от стоимости проекта. Можно разделить проект на ключевые этапы и обозначить цены на них. За завершение каждого этапа, вы получаете оплату.
Результат без полной оплаты
Еще один принцип, которого стоит придерживаться — это не отдавать клиенту результат работы, пока он не оплатит договоренную заранее сумму. Но показать результат и отдать его — это разные вещи. Например, вы можете отправить дизайн в виде изображений, но не в виде редактируемого проекта.
Если клиент настаивает на том, чтобы вы отправили ему результаты до полной оплаты, просто откажите ему. Вы сделали свою работу, потратили на нее свое время и показали клиенту результат. Теперь он уверен, что работа сделана и это весомый аргумент в вашу пользу. Плюс, клиент тоже потратил свое время на ожидание готовности работы и если откажется платить, то ничего не получит и проиграет.
Все это должно происходить не в формате ссор и угроз, а в формате диалога. Это ваши условия, при которых вы работаете с клиентом. Если они его не устраивают, то это вас не касается.
Однажды я сделал исключение для клиента и попался. Он получил готовый архив с файлами верстки и обещал оплатить в ближайшие дни. Когда эта история растянулась я понял, что ждать оплаты нет смысла. Тогда я его попросил оставить хотя бы отзыв на моей странице, что он и сделал.
Безопасная сделка
Старайтесь работать с клиентами в режиме безопасной сделки. Она позволяет снизить риск мошенничества до минимума как с вашей стороны, так и со стороны клиента.
Клиент вносит в систему стоимость вашей работы и она будет храниться там до окончания заказа. Он не может пропасть, ведь внес свои деньги в систему. Если дело дойдет до разбирательств, то деньги клиент сможет вернуть только в случае вашей неправоты, что справедливо. Если клиент принял работу, вы сможете вывести деньги на свой счет.
Плюс, отзыв, который клиент оставляет вам по результату безопасной сделки будет автоматически опубликован на вашей странице. При обычном заказе, публикацию отзыва нужно оплачивать.
Заключение
Нюансы, описанные в статье подразумевают, что в первое время придется совершать в основном не оплачиваемые действия. Но нужно подходить к этому с пониманием, что в ближайшем будущем вы окупите свой труд с лихвой. Быстро и просто—это не о фрилансе.
Мой канал в Telegram о дизайне — @rasul_gitinov