Предисловие: статья может вызвать приступы гнева у любителей тренингов «Стань профи за 8 недель» и желание написать негативный комментарий в попытке высказать имхо. Если у вас подгорает уже от этих строк — закрывайте статью! Ее прочтение вам противопоказано. Она будет насквозь пропитана колкими фразами. Есть риск получить интоксикацию сарказмом. Однако, отметим сразу, автор не считает, что курсы — маркетинговое говно.
Если после прочтения предисловия вы расплываетесь в улыбке и понимаете этот юмор — приятного чтения!
Содержание статьи
- 1 Вступление
- 2 В ответ — обиды
- 3 Вернемся к таблетке
- 4 Ах, обмануть меня не трудно!… Я сам обманываться рад!
- 5 Но были и другие истории
- 6 Но почему так происходит?
- 7 1. Хороший маркетинг (ленивая жопа)
- 8 Кто виноват?
- 9 2.Пинок под задницу (вариант рабочий)
- 10 Почему такие разные концовки у историй?
- 11 Вот и выходит, что для одних людей курсы — витаминки (но не таблетки), а для других — пустышки.
Вступление
Ведение блога — увлекательная и удивительная вещь. Ты вроде не претендуешь на мнение эксперта, не хочешь собирать вокруг себя единомышленников и вести их намеренно к какой-либо цели. Пишешь из любопытства — количество читателей растет. То есть, блог дышит и живет своей жизнью, а ты просто подбрасываешь дрова в костер.
Иногда костер издает треск.
По статистике, раз в 2 дня в соц.сетях в личные сообщения прилетает вопрос, могу ли я порекомендовать курсы для того, чтобы прокачаться. Мой ответ прост. Да! Мозги. Могу порекомендовать прокачать мозги и поискать свободное время. Больше — ничего.
В ответ — обиды
Иногда даже совсем непонятно, на полном ли серьезе с тобой общаются или троллят?
Еще более непонятно, когда спрашивают советы, а потом на них же обижаются. Чаще в ответ прилетает большое рассуждение, где с пеной у рта собеседник доказывает тебе (или себе в первую очередь), как ты не прав!
Всегда хочется задать вопрос: так ты подискутировать пришел или попросить совет? Какая цель этого общения? Переливать пустое в порожнее?
Порой любой вопрос в личке можно переформулировать в такой: «Есть ли таблетка, после которой откроются все истины мира и я заполучу себе курицу, несущую золотые яйца?»
Часть про курицу можно менять на другие метафоры. Это зависит от темы вопроса.
Вернемся к таблетке
Конечно, ее нет. И никто ее вам не даст. А если скажут, что дадут, здесь два варианта:
- Хороший маркетинг (который в последствии пахнет качественным наебом и вы расстраиваетесь — но зачастую курс просто не подходит вам по уровню, так как он не персонализирован, а вы это не предусмотрели)
- Сильное внушение и побуждение к выходу из зоны комфорта (кстати, очень неплохой вариант с пинками под жопу, на котором можно чего-то добиться. по наблюдениям, часто юзается на бизнес-молодости)
Я люблю приводить простые примеры из жизни, т.к. на них легко объяснить материал любому. Поэтому расскажу историю, наблюдателем которой стала в начале 2016 года.
Ах, обмануть меня не трудно!… Я сам обманываться рад!
Около 3-х лет назад мы работали с победительницей одного из сезонов «Битвы Экстрасенсов». (Фамилию раскрывать не буду, при желании все можно найти в интернете)
Для людей с мозгами очевидно, «Битва» — не что иное, как шоу, прописанное по сценарию. Углубляться в схему выигрыша и хода развития событий нет смысла. Суть не в этом.
80% зрителей верят. Верят, что эти чудоклоуны способны ходить сквозь стены и решать проблемы других людей.
Но ведь клоуны не все? — спросите вы. Да, есть и реальные персонажи. Только зачастую они балуются своими привилегиями и пользуются статусом, выстраивая на этом бизнес. И это не плохо. Можно уважать человека за то, что он умеет продавать. Чувствуете аналогию? Так же происходит в любой сфере.
Если продукт популярен, он станет коммерцией. Он перерастет в бизнес.
Как-то раз мы с подругой приехали в гостиницу на отшибе Москвы, где наша победительница вела прием. Решая рабочие вопросы, я сидела в соседней комнате номера и слышала все диалоги. Подруга же наблюдала тонкости приемов лично.
На тот момент консультация «экстрасенса» стоила 50.000 рублей. Это — час приема. На него приходили разные люди — но чаще их объединяло одно: желание увидеть лично «ясновидящую» и получить таблетку (секрет). Хотя были и ленивые, спрашивающие: «расскажите что-нибудь про меня и моего мужа». Люди, которым было скучно и некуда деть деньги.
В ходе работы с клиентами наша знакомая пользовалась всеми приемами НЛП, которыми владела. Любыми психологическими уловками. Криками, наездами, тюремными выходками. Задавались неуместные вопросы. Все это оказывало нужное воздействие на людей и они легко читались и считывались без волшебства — как открытая, потрепанная книга.
Самая интересная история произошла с женщиной, которая обратилась с переживаниями по поводу мужа. Она боялась за его бизнес и существовашие на тот момент проблемы. Понимала, муж что-то не договаривает. Хотела получить эту «таблетку».
Но как только «специалисты» предложили провести какой-то ритуал, после которого женщина будет чувствовать все, что чувствует муж, вне зависимости от того, плохое это или хорошее — она сразу отказалась. Молниеносно.
Я смотрю на это с точки зрения любопытного набюдателя. Плевать на эзотерику и околомагию.
Женщина пришла за готовым решением, видя результаты на ТВ. За чудо-таблеткой. Она не была готова к тому, что придется вложиться и вовлечься в сложившуюся ситуацию и сделать хоть какие-нибудь шаги.
Но были и другие истории
Люди приходили с проблемами и заинтересованностью в их решении. Получали симоронские техники, ритуалы, методы — короче, любые бла-бла руководства к действию. И шли их выполнять.
Эти клиенты понимали: ничего не произойдет по взмаху волшебной палочки, и верили, что специалист плохого не рекомендует. Как он может рекомендовать, если берет за работу 50.000 рублей?
Мозг поверил, что бла-бла руководства помогут, но при этом жизнь человека находится в его собственных руках. И если проблема не решится, обвинять кого-то, перекладывая ответственность на чужие плечи, глупо. Виноват всегда ты сам.
Замечание: обычно такие люди остаются довольны и благодарны. Они действительно меняют свою жизнь, потому что за деньги получили целительный пинок под жопу.
Надеюсь, вам удалось уловить все детали рассказа, описанного выше и перенести их на нашу сферу. Потому что отличий нет. Никаких.
Но почему так происходит?
Да просто потому, что люди по своей природе делятся на 2 типа. И чтобы ситуация стала еще яснее, разжуем ее еще больше, но уже на примере курсов.
1. Хороший маркетинг (ленивая жопа)
Жила девочка Катя, которая в один день решила: нужно стать дизайнером. По какой причине пришел в голову этот инсайт — одному богу известно. Катя пошла в интернет.
Умные алгоритмы выдали ей множество онлайн-курсов и вебинаров. Конечно, она их посмотрела, потому что в 21 веке человек быстрее посмотрит болтологический пиздеж на любую тему, чем пойдет в библиотеку или онлайн-архивы и прочитает серьезную статью.
Не имея особых представлений о профессии (опять же, по своей лени) Катя усваивала то, что ей говорили ребята в видео. Точнее не так.
Из всего вебинара она услышала только то, что хотела слышать: «За несколько недель вы научитесь делать суперсайты и будете невероятно востребованной». Все. Красная тряпка сработала. Катя записалась.
Доброжелательные менеджеры втюхали без особых проблем курс (нлп никто не отменял), убедив, что для новичка он подходит как нельзя лучше — и получили от начальства процент
Катя начала обучение. (деньги, которые она вложила, в лучшем случае были накоплены, в худшем — взяла их в кредит)
На шестой день Бог создал человека. А наша Катя охуела от курса. Все было сложно и непонятно. Что за термины? Как выполнять задания? Я заплатила так много, а не получила ничего! Что за говно?
В общем, вместо многотысячного заработка по прошествию обучения у нее остались только вопросы и разбитое корыто.
Кто виноват?
Виноваты обе стороны. Помните песенку лисы Алисы и Кота Базилио? Все ответы плывут из детства:
Пока живут на свете дураки, обманывать нам, стало быть, с руки.
Катя оказалась ленивой дурой. И это факт. Возможно, учителя в школе и в институте не рассказали ей, что 30% материала дают преподаватели, а 70% обучающийся ищет самостоятельно. И в общем-то, в жизни самостоятельность — залог успеха. Так же, как и мозги.
Предупреждения спикеров из серии «Будет нелегко» она пропустила мимо ушей. Какая к черту разница, ведь я буду заколачивать бабки! Розовая пелена беззаботности и легкой жизни упала на глаза Екатерины и пустила корни.
Менеджеры в данной ситуации оказались мудаками. Потому что в цепочке взаимодействий они застряли на звене «закрыть клиента». Все, что будет дальше — их не волнует. Хотя с другой стороны и не должно.
Основатели курсов. Можно ли их винить? Я не знаю. С одной стороны они выстроили империю — это круто. Они возвели хороший бизнес. С другой…все же нет. Не думаю, что основная идеология — посмеяться над дурачками и поиметь с них денег. Вовсе нет!
Скорее, они нацелены на то, что человек сам поймет, нужно ли ему конкретное обучение или нет. Но если мы вернемся к двум типам людей, станет ясно: оба поведутся на рекламу. Только ленивые жопы всегда будут недовольны и вряд ли продвинутся дальше позиции джуниора-среднячка. У них всегда будет миллион вопросов и куча претензий.
Однако, такие юзеры часто становятся диванными критиками и экспертами на просторах интернета.
2.Пинок под задницу (вариант рабочий)
По соседству с Катей жила Жанна. Жанна была дотошным ребенком и книжным червем. Эти качества плавно перекочевали с ней во взрослую жизнь.
Жанна долго думала, стоит ли ей становиться дизайнером, каков путь специалиста, к чему это может привести. Ей всегда нравилось смотреть на чужие работы. Была тяга к профессии.
Прежде чем записаться на курсы, она читала, смотрела уроки. Пробовала дойти сама до простых истин. И вроде бы все шло хорошо, но чего-то не хватало. Не доставало пазла в ее картине мира. И этим пазлом стал пинок.
Жанна подошла к вопросу курсов с такой стороны: сейчас у меня есть на это деньги и я попробую. Если что-то не получится, это будет опыт. Я все равно усвою урок и это сделает меня лучше. Непонятные вещи загуглю в интернете и только потом, если останутся вопросы, задам их менторам или другим дизайнерам.
И даже прежде чем выбрать курс, она перерыла кучу информации относительно преподавателей: где они работают, какой опыт за плечами, есть ли открытые лекции с ними. Внушают ли доверие и вызывают ли симпатию.
Интуитивно приняв решение и дополнив его логическими обоснованиями, Жанна приобрела курс. Несмотря на то, что обучение было сложным, она выкладывалась на 101% и без труда усвоила все лекции, защитила проекты и ее позвали работать в студию. А может, она захотела идти дальше свои путем и стала развиваться на фрилансе.
Хотя.. я соврала вам.
У Жанны, безусловно, были сложности во время обучения. Но это мотивировало ее идти дальше, а не опускать руки и винить всех вокруг. Трудности, с которыми она сталкивалась, были пинками. Лекторы ей нравились — не важно как. Как преподаватели или как мужчины — они вызывали желание дойти до конца.
Так же, она понимала, что вкладывает деньги в свое будущее, и отданная сумма была дополнительным мотиватором.
Почему такие разные концовки у историй?
Потому что один человек считает, что есть легкий путь, где ты можешь плыть по течению. Правда по течению в руки чаще всего плывет сами знаете, что
А другой понимает, что есть путь горной реки. Ты можешь разбиться, удариться. Местами будет неприятно и захочется «сойти с дистанции». Но если дойдешь до конца, то на всю жизнь запомнишь опыт и полученный адреналин. И возможно не раз загоришься желанием все это повторить.
Вот и выходит, что для одних людей курсы — витаминки (но не таблетки), а для других — пустышки.
Я не могу и никогда не смогу порекомендовать вам что-либо для обучения. Поэтому, если вы решили записаться на курсы, послевкусие от них выбирать вам и только вам.
Источник: сайт designpub.ru