Главное – не бежать, а думать и выбирать для себя лучшее.
Сейчас с легкой руки рекламщиков мир пестрит возможностями найти себя в любимом деле за пару кликов.
Когда я задумала авантюру с дизайнерским образованием, таргетологи набросились на мою ленту с обещаниями сделать из меня гуру через неделю. Сомнительные учителя навевали депрессию, второй раз идти в вуз на пять лет я не планировала. Нельзя было понять, с чего начинать и на что рассчитывать, нужно ли тратить на это деньги. Думаю, эти вопросы актуальны для всех, кто жаждет перемен.
Моя история поможет вам сэкономить время, нервы и сделать выбор гораздо быстрее.
Содержание статьи
Мои ошибки
Некоторые целенаправленно ищут себя, не находя удовлетворения ни в одном деле. Другие после тридцати осознают, что занимаются не тем. У меня, казалось бы, все было проще: я на третьем курсе вуза поняла, что хочу совсем другую специальность.
В детстве общественность усиленно пинала меня к рисованию, но по окончанию художественной школы визуальные искусства хотелось забыть как страшный сон. А в сознательном возрасте случайно забрела на занятие по живописи и влюбилась повторно. Бросить вуз я испугалась.
При всей любви к alma mater, это потерянное время и первая ошибка.
После выпуска и всевозможных экспериментов с работой я поняла, что нужен свободный график: с дипломом в когнитивистике, копирайтерским портфолио и интересом к маркетингу я занялась SMM. Своей тяге к прекрасному я решила найти применение в графическом дизайне. Ужаснулась качеством большинства рекламируемых курсов и подумала, что смогу составить себе учебный план сама: ходить на узконаправленные занятия, искать отдельных преподавателей, самообразовываться.
И этот подход был ошибкой. В результате – пробелы в базовых знаниях, огромная трата времени на поиск нужного, отсутствие профессионального комьюнити вокруг и демотивация.
Важность образования в принципе – это спорный вопрос, но все же знания и навыки надо откуда-то брать.
Мои университеты
Дополнительное образование в России развито откровенно плохо. Есть закостенелая система: из школы на бакалавриат, из бакалавриата в магистратуру, потом работа и пенсия. Прогнуть систему под свои нужды трудно, а большинство коммерческих экспресс-курсов не претендуют на глубину познания. Я много чего перепробовала и в своей борьбе с образовательной системой прошла все стадии горя по Кюблер-Росс.
Отрицание
Первым пунктом по маршруту следования был художественный вуз: я пошла туда на вечерние курсы для абитуриентов и убедила себя, что база по рисунку и композиции меня спасет. Но в большей или меньшей степени такие курсы рассчитаны именно на поступление. С одним преподавателем мне повезло, другой занимался сугубо натаскиванием на экзамен. Я успокаивала себя, что и это по-своему полезно. А потом ушла.
Гнев
Решила поискать по базовым художественным дисциплинам частные курсы: не для абитуриентов каких-нибудь, а для простых смертных. Там преподаватель упорно предлагал взять синюю бумагу вместо серой для раскрытия творческого потенциала. И пару раз обозвал голову Аполлона Венерой.
Хочу верить, что где-то есть хорошие частные художественные курсы. Найти их можно либо по знакомству, либо при помощи потусторонних сил. А я, конечно, была в ярости.
Торг
В ярости человек уязвим, и я почти поддалась на неумелые активные продажи – на сей раз, это был онлайн-курс по графическим редакторам. В ВК меня заманили на пробное занятие. Впечатления от трансляции странные: ведущий не умел ни рисовать, ни говорить, ни подчинять своей воле чудеса «Иллюстратора». В минуты отчаяния хотелось торговаться с собой: думала, что это я придираюсь, что какие-то клиенты у них (наверное) есть, что не может быть так все плохо… Нет, все было плохо.
Любой курс отвечал какой-то своей цели: поступить в вуз, испытать катарсис в процессе творчества или на коленке нарисовать логотип для друга с гениальным бизнес-планом. Моя идея набрать нужные уроки в разных местах оказалась нежизнеспособной.
.
Депрессия
С онлайн-образованием я не успела наиграться, поэтому решила подписаться на дистанционные курсы от зарубежных университетов. Если знаете английский, это неплохая штука: можно слушать интересных спикеров со всего мира, иногда даже бесплатно. Формат мне пришелся по душе, когда дело касалось теоретических знаний. Но постигать практику онлайн было тоскливо: работы проверяли довольно долго, а отсутствие живых знакомств казалось тормозом в развитии.
Принятие
Полгода я посещала отдельные курсы офлайн и онлайн с целью иметь максимально свободный учебный график. Работа SMM-щика хоть и кажется гибкой по времени, но зачастую она просто непредсказуема: надо присутствовать на мероприятиях клиента, которые организуют в любое время дня и ночи. Но учебное время я тратила совсем неэффективно и поняла, что придется сдаваться в вуз.
В итоге я отправилась на курсы профпереподготовки. Они в среднем длятся от года до трех лет, бывают дневные и вечерние, но их разнообразие не так велико: в Петербурге я рассматривала всего три варианта.
Учебные планы, кстати, везде абсолютно разные: общество пока не пришло к единому мнению, нужно ли дизайнеру уметь рисовать, нужна ли ему история искусства и понимание, как работает реклама. Да и набор софта, который используют, сильно варьируется.
.
Нельзя ожидать, что на курсах дадут все-все необходимое, но программа имела свою логику и соответствовала моим ожиданиям. Я даже нашла парочку увлеченных преподавателей с горящими глазами, что не может не вдохновлять.
Мои восторги и жалобы
Ощутить себя студентом во второй раз – огромное удовольствие! Хоть студенческий слушателям не выдают и посещаемость никто не отмечает, все равно немножко чувствуешь себя первокурсником. Вот что меня порадовало:
- Преподавательский состав в вузах гораздо круче, чем в случайных заведениях.
- Комьюнити мотивированное, в отличие от основной массы восемнадцатилетних студентов.
- Комьюнити разношерстное и потенциально полезное в целях нетворкинга.
- Поскольку все получают второе высшее, в программе – только новое и нужное, без общеобразовательных дисциплин.
- Атмосфера очень особенная. Люди ночуют в вузе, чтобы позаниматься в тишине, на экзамены по выходным приходят с детьми. У народа работа, семья, куча дел, но все с маниакальным упорством учатся новому, это заряжает позитивной энергией.
А минусы следующие:
- Программа ограничена: в сжатые временные рамки просто невозможно впихнуть все.
- У аудитории разный бэкграунд. Кто-то уже работал в смежных областях или имеет художественное образование и зря тратит время на вводных уроках. Другие совсем не в теме и тормозят процесс.
- Программа насыщенная, каждая пропущенная лекция или непонятое задание – это существенный пробел. А взрослым студентам постоянно что-то мешает учиться системно.
- Мои курсы начинаются в 18:30, бывает и еще раньше. Учитывая «совиный» график многих офисов до 19 или 20 часов вечера, далеко не со всякой работой учебу удастся совмещать.
Моя типология взрослых студентов
Кто все эти люди? Идея сменить профессию посещает разных людей при совершенно непохожих обстоятельствах.
Одни хотят творческой свободы, другие – больше зарабатывать, у кого-то есть постоянная тяга к новизне, кому-то просто скучно в декрете или на пенсии. Я всех условно поделила на типы:
- Романтики, желающие заниматься чем-нибудь красивым. Это офисные сотрудники, уставшие от офисов, мамы в декрете или недавние выпускники вузов, недовольные жизнью. Ищут свободу самовыражения и впадают в депрессию от постулата о вечной правоте клиента.
- Отличники, которые просто любят учиться. Это удивительно, но я встречала людей старше тридцати, которые сменили по пять-семь вузов. Что ими движет и чего они хотят – понятия не имею.
- Расчетливые художники, повышенное скопление наблюдается на кафедре веб-дизайна. Хотят быть айтишниками, но только чтобы не разбираться в программировании.
- Перфекционисты: они рисуют уже двадцать лет, знают все волшебные кнопки в графических редакторах и периодически поправляют преподавателей. На курсы пришли на всякий случай.
- Дилетанты-энтузиасты, которые каждое новое знание бегут применять на практике, с косяками, но с неиссякаемым позитивом. Возможно, у них была куча своих проектов еще до начала учебы. Возможно, в современном мире это самый жизнеспособный тип.
Мои выводы
Конечно, ситуация, когда одним и тем же делом занимаешься с первого курса вуза (а лучше со школы или с детского сада) – идеальна. Но это редкость, современный человек умудряется сменить за жизнь по несколько профессий. Впрочем, знаю примеры, когда, отучившись, люди так и не меняют работу. Трудно бросить то, чему посвятил много лет. Тут у недавних выпускников есть преимущество: жизнь молодого специалиста нестабильна и располагает ко всяческим авантюрам.
Многие идут на творческие специальности ради удаленки. Я и сама сейчас беру заказы на фрилансе, но через несколько месяцев мне, наконец, выдадут диплом, и офисная работа будет числиться в моих планах. Думаю, это нужный этап для развития.
Источник: TexTerra