Найти работу за границей — не самая простая задача. Она становится ещё сложнее если работу надо найти по новой специальности. А если добавить Ковид, то сложность возрастает сразу до уровня “Эксперт”. Но от этого она не становится менее выполнимой. В процессе поиска мне сильно помогли несколько статей на медиуме, и чтобы подобного полезного (я надеюсь) опыта стало больше — добавляю про свои приключения.
Часть писем и материалов я, к сожалению, в большом расстройстве поудаляла, но примерная математика получилась такая: 5 месяцев активного поиска, ~60 заявок, ~15 компаний, ~50 собеседований, 3 отказа с моей стороны, 2 оффера.
До того как стать UXD я успела поработать Project manager’ом, Product manager’ом и кофаундером стартапа. Последний опыт был особенно ценным с точки зрения навыков, но в результате возник довольно сильный дисбаланс — слабые навыки в дизайне после базовых курсов и года прикладного несистематизированного опыта, и сильные в продукте. Я не хотела идти джуном и снова проходить весь процесс с нуля, так что искала какое-нибудь сочетание из того, что я уже умею и чему смогу ещё научиться в процессе работы.
Кстати, процесс поиска работы и собеседования довольно сильно помогли мне сузить круг возможных вакансий и понять что именно я хочу и жду от новой работы. Сам процесс получился итеративным — я закидывала ~10 резюме, ждала фидбека, вносила правки и подавалась в другие места.
Я вписала в CV весь предыдущий опыт в виде списка реализованных проектов на каждом этапе (запустила это, сделала то, переделала сё). В дальнейшем на интервью каждый раз когда начиналась дискуссия о прошлом опыте меня спрашивали не о том, в чём состояли мои обязанности, а что мне удалось реализовать. На определённом этапе меня нашёл на Linkedin рекрутёр и добавил своих идей как подсветить разные навыки и о чём не забыть упомянуть, спасибо ему за помощь. На этом этапе у меня было ещё слишком много про продукт и слишком мало про дизайн, но при помощи формулировок мы это поправили. Также я собрала лист из необходимых скиллов для вакансий, на которые хотела попасть, и переформулировала некоторый свой опыт так чтобы он соответствовал этим скиллам и мог быть сразу замечен HR’ом.
Он также подсказал топ вопросов, которые будут задавать на собеседованиях (часть из них я к тому моменту уже нашла в других статьях), так что я выписала себе список и потратила примерно вечер на то чтобы написать на каждый ответ, проговорить его вслух несколько раз (так он быстрее приходит в голову когда нужен). Потом я держала этот список с ответами перед глазами чтобы иметь возможность быстро сориентироваться и освободить голову для решения задачек.
Вот вам, например, мой топ наиболее назойливых вопросов, которые должны отскакивать от зубов:
- Почему вы решили сменить профессию?
- Почему вы решили сменить компанию?
- Как бы ваши коллеги описали работу с вами?
- Самый интересный/самый сложный проект, над которым вы работали?
- Чего вы ждёте от нового места?
- Почему вы хотите работать именно с нами?
Кстати, я бы не недооценивала важность и необходимость ответа на последний вопрос. С того момента как я начала писать сопроводительные письма мне стали давать более подробный фидбек о том, почему я не подхожу и что я могла бы улучшить. В том числе я выяснила, что в пару интересных для меня мест не попала из-за того, что отвечала на этот вопрос на собеседовании “недостаточно активно”.
Чем сильнее я сужала выборку по вакансиям, тем чаще меня звали на собеседования.
Собеседования занимают в среднем 4–5 этапов. Чаще всего это:
- собеседование с HR на полчаса/час, где задают базовые вопросы по резюме и смотрят уровень английского и общей адекватности
- собеседование с непосредственным начальником (дизайнером или продактом)
- собеседование с другим непосредственным начальником или проджектом
- собеседование с командой (разработчики, узкоспециализированные специалисты или HR с проверкой на cultural fit)
- собеседование с CEO
Процесс может быть сильно растянут — по звонку раз в две недели. Несколько раз мне попадались компании, где было 7 собеседований, 5 из которых шли подряд и занимали в результате целый рабочий день. Указанный порядок очень примерный, иногда количество и порядок менялись на ходу. Кстати, очень советую собрать таблицу по всем собеседованиям и держать там актуальную информацию типа имён собеседующих, количества этапов, когда следующий, что понравилось или нет и тд.
Вопросы могут быть очень разными — и про прошлый опыт, и про ожидания, и про хобби, и как вести себя в различных предложенных ситуациях. Уже когда я начала набирать людей сама я выяснила, что на них редко бывают “правильные” ответы — тут либо вы с командой совпадаете по майндсету, либо нет. И что в финале всем будет лучше если команда и соискатель совпадут. В определённый момент к вопросам добавляется задание.
Наиболее частый тип задания, который я встречала — защита проекта. Это может быть либо один человек, либо целая команда, которые в течение примерно 20 минут будут слушать про то, что это за проект, чего хотели добиться, что реализовали, где было сложно и тд. Я собрала небольшую презентацию на 6–8 слайдов, где на первом кратко написала о себе (имя, желаемая должность, карьерный путь, топ 5 навыков), на втором — о проекте (название, роль, ПО, длительность проекта и зачем вообще я за него взялась). Кстати, заранее подумав и написав, почему мне захотелось взяться именно за этот проект, я сэкономила себе кучу времени на размышления уже в процессе, так как про это меня спрашивали всегда. Дальше 3–4 слайда с описанием гипотез, проблем и ресёрча, и буквально пара слайдов самого интерфейса. Таких проектов у меня было 3, несколько раз просили рассказать про 2, попросили показать поближе интерфейс 1 раз, и попросили просто прислать презентацию и засчитали этап как пройденный 1 раз. При этом некоторые из этих проектов и интерфейсов в более подробном графическом виде представлены у меня в портфолио на Behance, а повторяться и показывать одно и то же мне не хотелось. Я каждый раз перед презентацией спрашивала, видели ли портфолио, и каждый раз получала утвердительный ответ.
Несколько раз я встречала задания где нужно было улучшить текущий интерфейс или придумать новый, но тогда я каждый раз чётко обговаривала, что потрачу на задание максимум 3 часа (работать больше бесплатно совершенно не хотелось). За это время я успевала провести очень базовое исследование и сделать low-fidelity workflow (чаще всего он у меня был на бумаге и тогда я просто прикладывала фотографии, либо накидывала элементы из готового кита), плюс один экран hi-fidelity. Параллельно я описывала каждый шаг и причину каждого действия.
Один раз мне за два часа на месте нужно было собрать базовый интерфейс и workflow, и тогда я примерно половину времени потратила на уточнение задачи и решение что и как я делаю, а вторую половину времени накидывала элементы из готового кита.
Примерно половина собеседований в результате состояла только из заданий на поразмышлять — как можно было бы решить проблему только при помощи дизайна, как бы я стала искать bottleneck, какое бы исследование провела для проверки гипотезы. Для таких задач отлично подходит User framework, я часто просто держала его открытым в процессе и подглядывала, если слишком увлекалась.
Несколько раз я не проходила последние и предпоследние этапы — коммуникацию с командой. Так как навыков у меня, как я выяснила, на небольшой отдел, то на этом этапе я старалась как можно лучше понять, в какой роли меня видят будущие коллеги, чего ждут от меня и как выглядит их рабочий день. Я задавала кучу вопросов и у них не всегда оставалось время спросить меня в ответ, причём фидбек на такое взаимодействие был как отрицательный, так и очень положительный, так что тут, к сожалению, не угадать. Чуть отступлю от темы и добавлю, что когда я набираю к себе в команду, то как раз жду, что мне будут задавать кучу вопросов, и очень расстраиваюсь, когда не слышу их. Вопросы, например:
- Чего вы ждёте от человека в той роли, которую ищете? Что, по вашему мнению, он должен делать, и чего не должен?
- Как выглядит и что делает идеальный кандидат?
- Почему ВЫ работаете именно тут и почему мне стоит работать с вами?
- Сколько человек в команде и с кем непосредственно я буду работать?
- Как выглядит мой день? А человека, с которым я непосредственно работаю?
- Есть ли необходимость делать что-то ещё помимо упомянутого выше? (это, кстати, важный вопрос, так как может оказаться, что от вас ждут ещё дополнительных функций, которые “каждый дизайнер умеет”, но не все любят или могут)
Если на этой роли уже был человек и он уходит, то есть смысл отдельно пообщаться с ним тоже и задать ему дополнительные вопросы типа “что самое сложное ты тут делал”, “что больше всего нравилось”, “что больше всего раздражало” и тд.
Независимо от результата собеседований я просила фидбек. Чаще всего он был полезен, но иногда слишком субъективен. Я, конечно, расстраивалась, но убеждала себя, что это к лучшему, так как лучше совпасть по майндсету, чем мучиться. На текущее место работы у меня было три собеседования по полтора часа и мы совпали как паззл из одной коробки. Я в результате занимаюсь не только UX, но и руковожу продуктом для ведения рекламных кампаний в Instagram и Tiktok.
P.S. Я искала работу уже находясь в Берлине, но оба места, в которые я в результате попала, готовы были перевозить сотрудников. Насколько я знаю, если вы собираетесь искать работу из-за границы, то есть смысл сменить страну на желаемую на Linkedin и добавить там минимум сотню друзей, тогда вы будете появляться в выборке.
Удачи всем в поисках, если какие-то аспекты я осветила недостаточно — готова поправить, пишите в Телеграм.