Привет друзья. Сегодня у нас в гостях Роман Полищук, представитель студии Brandbe. Роман расскажет, как и зачем дизайнеру использовать карту ассоциаций. Передаю ему слово…
Хороший дизайн – это хорошая идея, заключенная в привлекательную форму. В некоторых работах дизайнеров страдает форма, в некоторых – идея, а в некоторых – и то и другое. Часто это происходит из-за подмены настоящего дизайна эффектами, созданными на компьютере, а также из-за неспособности выдать качественную идею.
В свое время небезызвестный Пол Ренд писал: «На одного толкового дизайнера приходит уйма пользователей компьютера». Давайте на время забудем, что мы умеем работать в фотошопе и иллюстраторе, и займемся мыслительным процессом, дабы не разочаровывать легенду графического дизайна.
Мыслительный процесс – вот важнейший инструмент графического дизайнера. Количество качественных идей, которое способен генерировать дизайнер, прямо пропорционально количеству информации, усвоенному в течение жизни. Это логично – прежде чем что-то взять из головы, сначала туда нужно что-то положить. Предположим, мы положили. И теперь нам необходимо организовать свой поток фантазии, чтобы получить крутой результат. В этом нам поможет карта ассоциаций.
Целью составления карты ассоциаций является преобразование слов в образы. С первого дня образования нашей студии мы не приступаем к наброскам логотипа, предварительно не составив Mind Map. Уверен, что многие опытные дизайнеры активно используют этот прием, либо читали о нем в профильной литературе. Мы постараемся изложить преимущества разработки карты ассоциаций, расскажем, чем мы дополнили этот метод для себя, и на собственном примере покажем, как это работает.
Процесс создания
На чистом листе мы пишем название компании или ключевые слова, от которых собираемся отталкиваться в процессе разработки. В нашем примере это название для нового игрового портала «Play Hard». После этого мы начинаем подбирать ассоциации и записывать их вокруг нашего названия. Пока только существительные (это наше дополнение к методу).
Пишем все, что у нас ассоциируется с названием и с каждым отдельным словом. Удобно это делать по кругу. Поскольку с каждым новым кругом ассоциации становятся все отдаленнее (например, «сигнал» и «3D»), необходимо в первом круге записывать наиболее очевидные и прямые.
Далее очевидные ассоциации разветвляются на более сложные. Графика разветвляется на 3D и пиксели, игра – на компьютер, джойстик и азарт, мыслительный процесс – на мозг, стратегию, логику и т.д.
Когда существительные закончились, мы начинаем использовать прилагательные, описывая ассоциации, к которым мы пришли. Прилагательные лучше обозначить другим цветом.
Грубо говоря, мы задаем себе вопрос – «Какой он, Play Hard?», исходя из имеющихся ассоциаций. Play hard – руки – движения, значит – быстрый, активный, ловкий. Play hard – мозг – стратегия – логика, значит – умный, продвинутый. Итак, в процессе мозгового штурма мы записали все, что у нас ассоциируется с названием. Теперь важно понять, какие ассоциации должен вызывать будущий знак у целевой аудитории. После этого мы выделим смысловые цепочки, по которым будем рисовать эскизы логотипа. Удобнее всего начинать поиск с прилагательных, которые выделены цветом, не привязываясь к среднему слою, чтобы понять, на правильном ли мы пути.
Снова задаем себе вопрос – «Какой он, Play Hard?». Активный, ловкий, быстрый? Возможно. Продвинутый, умный, азартный? Скорее всего, да. Жесткий, дерзкий, тяжелый? Да, именно такой. Смотрим, с какими существительными связаны эти ассоциации – это руки, жесты и жест «коза». Этот жест полностью соответствует второй части названия нового портала (Hard). Но как быть с играми?
Возвращаемся к названию, которое записано в центре, и двигаемся в направлении игр. Игры – компьютер – мышь – джойстик – тетрис. Джойстик? Бинго! Перевернутый джойстик очень похож на рокерский жест.
На всякий случай прорабатываем другие цепочки, чтобы обозначить их потенциал:
Остальные семантические цепочки были в разы слабее нашей основной находки. И, чтобы не путать заказчика и себя, мы начинаем прорабатывать только один вариант, который на тот момент стал единственным верным решением. Как оказалось – мы не прогадали.
В результате мы отказались от прямых ассоциаций с «рокерским жестом», так как в перевернутом джойстике намного выразительнее просматриваются «рога», которые также соответствуют жесткому характеру названия. Знак обладает отличным мнемоническим свойством и полностью отражает название.
В данном случае мы упустили этап рисования эскизов под каждую ассоциативную цепочку, так как были полностью уверены в этой идее. Но, как показывает практика, чем дольше работаешь с картой ассоциаций, тем выше вероятность создания чего-то качественного и нового. Поэтому мы рекомендуем рисовать эскизы к каждой семантической цепочке хотя бы на листе бумаги.
В заключение
Главная цель создания карты ассоциаций – определить направление дизайнерской мысли. Если вам удалось составить грамотную и информативную карту ассоциаций, хороший результат не заставит себя ждать. А отрисовка и стилизация идеи – это уже дело техники каждого дизайнера.
Для создания карты существует множество программ, например, Xmind и Freemind. Но можно использовать и обычный лист бумаги или любой графический редактор. Главное – понять принципы работы с картой.
Карта ассоциаций помогает собраться с мыслями и способствует генерированию идей. Но важно помнить, что этот метод не всегда эффективен для разработки логотипа. Для некоторых проектов воплощение конкретных образов в знаке нецелесообразно. В таком случае лучше заняться проработкой типографики или разработкой знака без конкретики, а в этом карта ассоциаций мало поможет.
От себя мы немного дополнили и, на наш взгляд, усовершенствовали процесс создания карты ассоциаций. Для того чтобы получить представление о классическом методе, мы рекомендуем изучить и другие источники, например, книгу Дэвида Эйри «Логотип и фирменный стиль». А другие наши работы, созданные по той же технике вы можете посмотреть в нашем портфолио.
Творческих успехов!