Содержание статьи
Минимальное исследование целевой аудитории в продуктовом дизайне
Не секрет, что прежде чем приступить к разработке любого продукта необходимо провести предварительные исследования и сформировать четкое представление о том, что мы будем делать и для кого. Для начала, правильно задавать себе вопрос не «как сделать круто?», а «кто этим будет пользоваться?». Получить ответ на него поможет исследование целевой аудитории (ЦА), т.е. потенциальных пользователей вашего будущего продукта.
Зачем анализировать?
Процесс анализа ЦА, который в рамках данной статьи примем за синоним исследования, позволит вам:
- Определить ценности, потребности, боли и ожидания будущих пользователей.
- Понять, что действительно интересно целевой аудитории вашего продукта.
- Выбрать платформы для реализации: мобилка, веб, смарт тв и т.д.
Что анализировать?
Если заказчик вашего продукта не предоставил никаких исследований или у вас небольшой стартап с ограниченным бюджетом, то необходимо провести самостоятельную работу. Описанные далее пункты помогут за короткий срок сформировать базовое представление о будущих пользователях и подскажут, на что стоит обратить внимание в первую очередь.
Основные параметры
На этом этапе все просто, узнаем о потенциальных пользователях следующее:
- возраст и пол
- семейное положение
- география проживания
- образование
- профессия
- уровень дохода и платежеспособности
- культурный уровень
- хобби и основные интересы
Дополнительные параметры
Далее анализируем параметры, которые важны именно для вашего продукта, например:
- любимый вид спорта, если делаете спортивный портал
- читаемая литература, если проектируете книжный Интернет-магазин
- любимый жанр фильмов, если разрабатываете онлайн-кинотеатр
- и т.д.
Потребительский статус
Прежде чем человек станет пользователем вашего продукта, он уже где-то ест и одевается, ходит в какой-то кинотеатр, пользуется различными сервисами и т.п. В общем, где-то уже тратит свои деньги. Вот, например, несколько вопросов, которые помогут лучше прочувствовать ЦА:
- Где питается? Через какой сервис заказывает еду?
- Какую службу такси предпочитает? Какие марки авто нравятся?
- Сколько тратит на мобильную связь? Какая модель телефона?
- Куда ездит отдыхать? Какие сервисы использует для бронирования отеля?
- Какие фестивали и клубы посещает? Где покупает билеты?
- и т.д.
Ценности
Ценности целевой аудитории — это то, ради чего будущие пользователи с большой долей вероятности будут готовы приобрести ваш продукт. Ценностями для большинства людей чаще всего являются:
- свобода и независимость
- внимание и уважение окружающих
- дружба и любовь близких
- развитие и самореализация
- и т.д.
Пользовательские боли
Дизайн решает проблемы. Проблемы — это боли пользователей, поэтому при анализе целевой аудитории следует собрать как можно больше болей потенциальных пользователей, например:
- плохое самочувствие
- недостаток общения
- лишний вес
- низкий уровень дохода
- и т.д.
Решить абсолютно все пользовательские проблемы невозможно и тем более нереально сделать продукт с функционалом на все случаи жизни. Скорее всего, в тот момент, когда идея продукта только появилась, она уже подразумевала решение какой-то определенной проблемы. Целесообразно выделить пару вспомогательных проблем, которые дополнят основную боль и которые этот продукт потенциально может решить.
Например, вы разрабатываете фитнес-приложение и в ходе «болевого» анализа определили, что оно поможет пользователю сбросить лишний вес и улучшить самочувствие, а также позволит завести новых друзей в спортивном сообществе, т.е. восполнит недостаток общения. Но сможет ли это приложение повысить уровень дохода? Разработчикам скорее всего да, а вот пользователю вряд ли. Конечно, можно придумать партнерские предложения для тренеров, которые будут составлять программы тренировок для других пользователей и продавать их через ваш сервис, но это лучше вынести в дополнительный продукт (как Uber для пассажиров и Uber Driver для водителей).
Ожидания от продукта
Тут необходимо подумать над тем, что ждет от вашего продукта будущий пользователь? Например:
- удобство использования
- конфиденциальность и безопасность личных данных
- экономия времени
- набор функций и возможностей, которые предоставляет продукт
Если вы проектируете сервис, у которого уже есть аналоги на рынке, обязательно посмотрите их. Проанализируйте какие функции реализованы в этих продуктах, разберитесь какие возможности предоставляют своим пользователям конкуренты и не поленитесь прочитать отзывы. Отзывы оставляют реальные люди и эта информация поможет вам лучше понимать свою ЦА, а может быть даже подскажет как выделить ваш продукт среди аналогов, учитывая «хотелки» будущих пользователей.
В заключении должно быть что-то вроде этого: «зная свою целевую аудиторию и ее предпочтения, вы сможете корректировать и выстраивать свои маркетинговые ходы, оптимизировать лендинги, повышать конверсию и продажи…», но это не самое главное. Описанные в данной статье этапы помогут понять, что продукт разрабатывается для живых людей и надо учитывать их потребности. Если изначально сделать продукт, который никому не нужен, то никакие маркетинговые ходы и многочисленные оптимизации не помогут.
Источник: сайт designpub.ru