Ситуация по образованию дизайнеров интерфейсов в России развивается довольно стремительно — постоянно запускаются курсы и школы, выходят лекции, проходят конференции. И это круто! Успевать смотреть все это и ориентироваться довольно трудно. Однако нет больших, проверенных институций, которые гарантированно много лет выпускали бы эталонных специалистов в этой области. По большому счету, необходимость быть self-taught человеком и ориентироваться в материале не отпадает. На это и нацелена статья.
Материал будет пополняться по мере нахождения новых школ и выхода книг. Если у вас есть, что добавить, пишите на почту: inessashillo@gmail.com
Содержание статьи
? В этой статье:
- Что такое дизайнерская база
- Про композицию и верстку
- Про типографику
- На каких курсах обучаться веб-дизайну
- На кого подписаться
- Дополнительное чтение
- Как я выбирала курсы и школы
? Что такое дизайнерская база
Я наблюдаю, что почти у всех начинающих дизайнеров есть одна проблема: недостаток дизайнерской базы.
- Композиция и сетка
- Типографика и работа со шрифтами
☝️ Работу с графическими редакторами я сейчас не рассматриваю: если вы еще не освоили Sketch/Figma/Experience Design/Invision Studio, вам есть, с чего начать.
Без наработки базы развиваться в дизайне дальше будет очень тяжело — это фундамент, на который опирается весь практический опыт.
Эти навыки универсальны и нужны любому дизайнеру, который работает в 2D пространстве. У графических дизайнеров ситуация лучше: многие проходят художественные школы и институты, есть более-менее сложившееся понимание, без чего в профессию нельзя точно. Для UI/UX дизайнеров это не так очевидно и много больше людей выходит из инженерных специальностей. Тем не менее, если вы хотите называться дизайнером_кой, базовые вещи знать надо.
?♀️ Я исхожу из своего опыта — в основном, работы в агентстве — поэтому какие-то вещи для дизайнера интерфейсов в продукте могут отличаться. Скорее всего, меня упрекнут, что я не говорю про основы UX, но я пишу статью чисто под свою агентскую боль: специалисты, которые приходят к нам, часто не владеют совсем уж простыми вещами. К разработке UX таких подпускать рано.
Начинающий дизайнер интерфейсов в агентстве, в основном, прокачивает эти два базовых навыка, потому что помогает дорабатывать продукты и сайты старшим специалистам. Проработку сложных сценариев и путей пользователей, создание прототипов или разработку стратегии младшему специалисту сходу не доверят. Гораздо больше нужен начинающий дизайнер с уверенными, но простыми композиционными решениями, внимательным отношением к типографике и деталям.
Обучать основам в рабочее время очень тяжело и долго, поэтому лучше приходить подготовленным.
? Композиция и сетка
Композиция — первый и самый необходимый навык для работы дизайнером интерфейсов в агентстве. Правила типографики часто заданы старшими специалистами на концепции — на них можно удобно опереться в работе. Однако композиционные гайдлайны редко описаны подробно — умение самостоятельно работать с сеткой требуется чаще.
Что читать:
- Йоханнес Иттен «Искусство цвета» и «Искусство формы»
- Ольга Голубева «Основы композиции»
- Борис Раушенбах «Геометрия картины и зрительное восприятие»
- Юрий Гордон «О языке композиции»
- Аллен Хёрлберт «Сетка»
- Йозеф Мюллер-Брокманн «Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок»
- Александр Лапин «Фотография как…»
- Readymag School. Grid
- Про правило близости раз и два и три.
Нет одной универсальной книги или статьи — все рассматривают разные аспекты. Многие отклоняются в классическое искусство, фотографию или издательское дело, этого не избежать. Но композиционные вопросы занимали людей с древних времен: выведены более-менее универсальные законы. Расширять кругозор можно не бояться.
Где учиться композиции:
- Курс «Секреты композиции» от Bang Bang Education
Короткий курс, но с очень нужными темами. - Школа дизайнеров в Бюро Горбунова (первая ступень).
- Курс по сетке в Среде обучения
- Краткие курсы по работе с плакатами, коллажами и любыми быстрыми техниками создания большого количества композиций. Например у Сергея Серова в Golden Bee. Такие интенсивы должны проходить офлайн, чтобы связь с ментором была максимально прямой.
Любое комбинирование плоских объектов в ограниченном формате будет композицией в ее классическом понимании — ищите практику везде. Заведите скетчбук. Эта годная привычка иллюстраторов и граф дизайнеров — не самое очевидное задание для дизайнера интерфейсов, но помогает научиться чувствовать формат. Делайте зарисовки, составляйте коллажи из наклеек из баров, пишите дневник — все это будет отработкой навыков композиции.
? Типографика
Как я уже говорила, гайдлайны по типографике часто бывают заранее заданным условием работы с интерфейсом. Внимательное к ней отношение и понимание принципов работы позволят быстрее выдавать интересные решения и поскорее выйти на создание собственных концепций.
Всем без исключения дизайнерам продуктов любого уровня нужно постоянно прокачивать этот навык — если не упражняться, он постепенно откатывается назад. Это как протекающий сосуд: чтобы вода в нем держалась на стабильно высоком уровне, ее нужно доливать. Иногда в работе над сложным комплексными продуктами долго не приходится выходить за пределы гайдлайнов и создавать новые типографические решения, а сосуд-то подтекает.
Читать:
- Александра Королькова «Живая типографика»
- Роберт Брингхерст «Основы стиля в типографике»
- Ян Чихольд «Новая типографика» и «Образ книги»
- Эмиль Рудер «Типографика»
- Книги-эссэ Владимира Кричевского («25 полемических суждений о типографике» и «Идеальный дизайн»)
- Redymag School. Typography
Досадно, но этот навык не особенно поддается начитке — нужна практика.
Школы по типографике:
- Школа Сергея Рассказова. Сезонный курс Типографика (Санкт-Петербург, офлайн. Есть онлайн участие)
Хороший вариант обучения от признанных лидеров в индустрии, которые точно знают много про типографику. Долго и затратно, но я настоятельно рекомендую сходить. Сама держу этот курс на примете на следующий год. - Шрифтовые лагеря от того же Сергея (следите за анонсами на их сайте).
Новичку будет сложно, но обучение через стресс эффективно — резкое погружение поможет резво перейти на новый уровень. - «12 главных уроков по типографике» от Bang Bang Education
- Курс по типографике от школы W.D.I
- “Introduction to Typography’’ на Courcera
- «Типографика для веб-дизайнеров» от Contrаforma
- Школа дизайнеров в Бюро Горбунова (первая ступень)
Про то, как качаться после обретения базовых навыков, я рассказываю в вебинаре для Design Line.
? Где учиться веб-дизайну
Точечно прокачивать навыки не всегда верно — гораздо продуктивнее бывает пойти на полноценные курсы и разобраться, как работает индустрия.
Пожалуйста, если вы учились там или работаете и знаете внутреннюю кухню, хотите чтобы я что-то добавила или подкорректировала, напишите мне на — inessashillo@gmail.com. У меня нет возможности учиться везде,
- Британская Высшая Школа Дизайна (Москва, офлайн)
До сих пор, по ощущениям, остается меккой для начинающих дизайнеров. Если можете, идите на дополнительное российское образование. Если не получается, рекомендую посмотреть на интенсивы. Сама проходила «Графический дизайн базовый курс» от Нестеренко и «Digital Art-Direction» у Дмитрия Карпова — оба раза была довольна. Но стоит помнить, что интенсивы созданы либо для краткого ознакомления со сферой (чтобы почувствовать себя, например, дизайнером украшений и решить, стоит ли углубляться), либо для вдохновения. Глубоких утрамбованых знаний ждать не стоит. - Школа Дизайнеров Яндекса (Москва, офлайн)
Проходит в летнее время, но, кажется, не ежегодно (на момент написания материала школа 2018-го не анонсирована). Понятно, что специалисты готовятся под запросы Яндекса и оттуда же плавно в него перетекают. Можно посмотреть лекции предыдущих лет, но практика наверняка была там самым важным блоком прокачки.
Приоритетно идти, если вы хотите работать в Яндексе или в продукте в принципе, но и для дизайнера, претендующего на позицию в агентстве, это хороший бонус в резюме. Готовьтесь делать непростые вступительные и бороться за места, а также жить в Москве в течение всего курса. Надеюсь, следующую школу пройду и я — тоже интересно посмотреть на кухню Яндекса изнутри. - Epic Skills (Санкт-Петербург, офлайн)
Традиционная кузнеца кадров в агентствах Петербурга. Основной курс подойдет для поверхностного ознакомления со сферой. Правда, сертификат особенно ничего не значит — его выдают всем, вне зависимости от успехов на курсе. Воспринимайте курс как прокачку навыков — только из-за наличия сертификата вас на работу не возьмут. Но вы не подумайте: я сама там преподавала и пойду еще раз (если позовут и получится по времени). Ребята там адекватнейшие и очень стараются.
Обратите внимание на коллаборацию Эпика с Contented в курсе по UX. В тьюторах топы дизайнеров MailRu Group, Redmadrobot и ВКонтакте, формат тоже интересный. Если Эпик пойдет в сторону таких проектов , будет им слава! - Среда обучения
Потенциально интересный формат, похожий на полноценное глубокое онлайн-образование. Есть и короткие курсы, и большие программы на два-четыре года. На больших точно можно хорошо усвоить основные навыки и разобраться в профессии. Среда обучения мне нравится своей обширностью — они даже современное искусство включили. Кажется, они понимают, что делают.
Преподаватели тоже из известных компаний: MailRu Group, Яндекса, Ценципера и Redmadrobot. В моем понимании это значит, что они учат практическим вещам. Я за появление большего количества полноценного, институционального, длительного онлайн образования. Надеюсь, они станут популярнее — пока к нам их студенты не приходили. - W.D.I.
Была ментором у них на программе индивидуального обучения — понравилось, что организаторы увлеченные и адекватные люди. Плюс работа с менторами, на мой взгляд, интересный формат, хотя должен проходить дольше. Помимо менторских программ есть курс на 2 месяца. Но все краткие курсы хороши для ознакомления с профессией, для фана. Может, помогут уже сложившимся графическим дизайнерам переориентироваться, но новичкам существенной базы не дадут. Хотя если комбинировать курсы с менторством, то все получится. В любом случае, присмотреться можно. - Интенсив Design line от сообщества Behancer
Еще одно очень развитое образовательное сообщество. Выступала у них пару раз на интенсиве (раз и два), а также вела разбор работ для группы Behancer — ребята своим подходом вдохновляют. И по секрету знаю, что они готовят нечто офигенное для дизайнеров — то, что очень напрашивалось уже давно, но все еще никем не сделано. Раскрывать карты не буду, следите сами. Полноценных курсов у них нет, но проходят довольно свежие онлайн интенсивы. Считаю, слушать их — это маст. - Courcera
На курсере стоит пройти курс от MailRu Group и Contented — «Дизайнер интерфейсов. Введение в специальность». Не знаю, насколько он совпадает с полноценным курсом на Contented, но послушать лишним не будет.
Если знаете английский и есть время, пройдите Interaction Design Specialization от Университета Сан-Диего. Я осилила только половину (потом они перевели его в платный режим), но курс показался интересным, планирую продолжить.
На Курсере вы учитесь сами по себе — тьюторы работы не проверяют, успех прохождения никто не чекает. - Школа дизайнеров Бюро Горбунова
Где еще никто не чекает домашние задания, так это здесь, на первой ступени. Тем не менее, ее хорошо пройти (а может и пойти дальше), чтобы плотно уложить теорию по дизайну, которая у них дается очень концентрированно.
Только будьте готовы к странным нелогичным тестам (почитайте отзывы) и отнеситесь с трезвой головой ко всем внутренним терминам, которые дает Бюро — в других местах вас могут и не понять. А да — еще не вживайтесь в стиль дизайна Бюро надолго, особенно если не планируете работать у них или в Студии Лебедева. В других агентствах и продуктах он может быть неприменим. - Skillbox
Подпишитесь на них, чтобы не пропускать интересные и полезные вебинары, но будьте готовы к невероятному количеству уведомлений в почте — я с ними до сих пор не справилась. И хоть их маркетинг мне не нравится, у Скилбокс получается привлекать интересных спикеров (например, меня с «Концепцией для продукта»). Они активно пиарят свой курс по UX дизайну, но агрессивный маркетинг по типу «купи–не пропусти–выгода» меня настораживает и мешает воспринимать курс как что-то качественное. Но, может, зря. Буду помогать им с модулем Типографики, проверю 😉 - Hyper Island в Европе
Это мечта. Если есть возможность , поезжайте. Но не переживайте, если ее нет — мы не так уж отстаем от Запада, как может показаться. Я уже перечислила много достойных школ, которые помогут заполнить пробелы в образовании - Harbor Space Univercity в Барселоне
Чуть более доступная мечта, но все равно не для всех. - Курсы Данила Фимушкина
Многие приходят с ними в портфолио, но курсы Фимушкина — зашквар.
Если вы учились/работаете в какой-то из школ, знаете внутреннюю кухню и хотите, чтобы я что-то добавила или подкорректировала, напишите на inessashillo@gmail.com.
? На кого подписаться
- Канал Кости Горского — Design&Productivity
- Канал Сергея Сурганова—INTERNET 9000
- Канал Евгения Малкова (того самого кто занимается интенсивами Design Line)—Диджитал на изнанку
- Блог «Дизайн кабак»
- Рассылка от Тобиаса ван Шнайдера на очень простом английском. По какой то причине сейчас закрыта, следите за новостями.
- Сообщество Creative Russia в Slack
? Дополнительное чтение
История и современность дизайна и искусства
- Александр Лаврентьев «История дизайна»
- Адриан Форти «Объекты желания»
- Шарлотта Филл, Питер Филл «История дизайна»
- Ideas from the History of Graphic Design. Coursera
- Владислав Головач «Культура дизайна»
- Пол Рэнд «Дизайн: форма и хаос»
- Виктор Папанек «Дизайн для реального мира»
- Стивен Хеллер, Сеймур Чваст «Эволюция графических стилей. От викторианской эпохи до нового века»
- Эрнст Гомбрих «История искусств»
- Дональд Норман «Дизайн привычных вещей»
Про прототипирование и представление информации
- Эдвард Тафти «Представление информации»
- Джин Желязны «Говори на языке диаграмм»
- Джеф Раскин «Новые направления в проектировании компьютерных систем»
- Jobs to be Done
- Design Thinking
Про вёрстку и адаптив
- Подробно о плотности пикселей в дизайне мобильных интерфейсов
- Руководство дизайнера по DPI и PPI
Про текст
- Нора Галь «Слово живое и мертвое»
- Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Пиши, сокращай»
- Уильям Зинсер «Как писать хорошо»
? Как я отбирала школы
Немного о том, почему я выбрала эти школы/курсы и не включила другие. Пункт для любознательных и усидчивых.
- О них говорят в сообществе, с ними в резюме приходят кандидаты.
- Я смотрела на преподавателей. Мне важно, чтобы это были практикующие специалисты из известных компаний и агентств — в нашем мире все так стремительно меняется, что даже если уйти только в преподавание только на год, можно просто отстать. Хороший специалист не всегда хороший преподаватель, но приходится рисковать и верить в бренд его компании.
- ажна программа, количество практики и работа с тьюторами. Не везде выполняется последнее условие, но надо стремиться идти туда, где оно есть. Также важно, чтобы программа хотя бы в кратком виде проводила ученика по всем этапам работы над проектом. С этим справляются более менее все.
- Мне важно, чтобы дипломный проект отрабатывался на реальном заказчике или хотя бы с симуляцией такового.
- Идеально, когда ученика сразу встраивают в сообщество — показывают работу компаний изнутри, рассказывают, кто есть кто в индустрии, ведут активные обсуждения в чатах и все такое. На рынке реально очень нужны профессионалы с правильным майндсетом.
Я собрала здесь все, что могло бы помочь дизайнеру на старте карьеры. Статью задумала как пополняемую, но нового материала так много, что даже я не успеваю за всем следить. Если вы хотите что-то добавить, поправить, уточнить или поблагодарить — пишите на inessashillo@gmail.com
Удачи на старте карьеры. Не теряйтесь! ?
Как стать дизайнером интефейсов в 2018 was originally published in Дизайн-кабак on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.
Источник: сайт designpub.ru