Тарифы на работу фрилансера определить непросто. При этом это именно то, что у тебя спрашивают в первую очередь. В этой статье вы найдете ответ на вопрос — как рассчитать стоимость своей работы.
Определить цену своей работы сложно. Установите слишком низкую ставку, и вам придется работать дольше и усерднее, чтобы нормально заработать. Установите слишком высокую — и вы рискуете оттолкнуть потенциальных клиентов.
Вы можете использовать несколько стратегий, чтобы рассчитать стоимость часа своей работы, дня, или целого проекта, которая устроит ваших клиентов и позволит вам получать комфортный доход.
Содержание статьи
Советы по расчету ставок
Для начала мы советуем:
- Не бойтесь говорить о цене своей работы: будут ситуации, когда вам придется договариваться с клиентом о стоимости работ. Вы должны чувствовать себя комфортно, обсуждая это, и не бояться снижать цену, если это нужно. Ведение переговоров с клиентами о деньгах сложно только первый раз, потом вы будете увереннее.
- Спросите других фрилансеров, сколько денег берут они: да, обсуждать свои расценки с другими фрилансерами непросто. Что делать, если вы берете слишком много? Слишком мало? Что, если другие будут демпинговать? Делитесь тем, что вы делаете, с другими фрилансерами. Если вы новичок в фрилансе и пытаетесь установить расценки, не зная, что делают другие, вы можете просить слишком мало. Это означает, что вы не будете зарабатывать столько, сколько должны.
- Спросите у HR-специалиста, каковы сейчас цены на рынке: не бойтесь спросить у знакомых сотрудников отдела кадров.
- Спросите у клиента бюджет: вы не должны использовать его в качестве основы для своей ставки, но вам будет от чего оттолкнуться. Вы можете обсудить эту цифру или использовать ее в качестве ориентира для будущих проектов.
- Установите ориентир: читайте книги и статьи, относящиеся к вашей отрасли, которые содержат информацию о ценах. Некоторые фрилансеры пишут свои цены у себя на сайтах. Также проверьте форумы и сообщества в соцсетях в вашей отрасли.
Стратегии ценообразования
Есть несколько стратегий, которые вы можете использовать для определения своих ставок:
- Почасовая оплата
- Оплата за проект
- Ценообразование на основе ценности
У каждой стратегии есть свои плюсы и минусы — поговорим о них позже.
Как рассчитать стоимость труда фрилансера?
Давайте разберем три разных способа расчета ставки фрилансера.
Почасовая оплата
Оплата за час работы — это приблизительный способ определения стоимости. Для каждого фрилансера она разная, в зависимости от опыта, навыков, спроса, состояния рынка труда и т.д..
Почасовую ставку используют компании, оказывающие профессиональные услуги, поскольку большая часть результатов работы прямо пропорциональна количеству времени, которое уходит на ее выполнение.
Это также самый простой способ расчета стоимости: если вы работаете час, вы выставляете счет заказчику за час.
Рассчитать стоимость часа проще всего, исходя из дневной ставки.
Что такое дневная ставка?
Дневная ставка для фрилансера — это стоимость работы, которую вы взимаете за 8 рабочих часов. Точное количество рабочих часов стоит согласовать с вашими клиентами, поскольку оно может отличаться в зависимости от отрасли (например, 7 или 9 часов).
Как рассчитать дневную ставку?
Самый простой способ рассчитать дневную ставку — это добавить треть к зарплате, которую вы получали раньше. Почему? Потому что вы сами отвечаете за поиск клиентов, финансы, продажи, маркетинг, ИТ, офисные расходы и все остальное, о чем обычно заботятся в компании.
В России 250 рабочих дней в году, если вы работаете 5 из 7 дней.
Вычтите 20 рабочих дней из общего числа. Это приравнивается к месяцу работы (включая выходные) и учитывает выходные дни на праздники, больничные и несколько дней, когда у вас может не быть работы.
Измените эту сумму, если вы думаете, что у вас не так много работы, или вы хотите взять еще несколько отпусков в этом году, или если вы очень уверены или чувствуете, что стоите большего.
Итак, если вы зарабатывали 360 тысяч рублей в год на своей работе, то добавив треть получим 480 тыс… Разделив 480 на 230 дней, получим чуть больше 2000 рублей. Это будет ваш дневной тариф.
Да, и убедитесь, что вы всегда добавляете к этому НДС (20% в 2021 году), то есть 2000 рублей в день без НДС, 2400 включая НДС.
Вот почему, если вы новичок в фрилансе, почасовая оплата — единственный выход. Она дает вам надежную и стабильную ставку для работы. По мере роста вашего опыта и умений вы можете повышать ставку и, таким образом, брать с клиентов больше денег за те же рабочие часы.
Со временем вы сможете при желании перейти на другую модель ценообразования.
Минусы почасовой оплаты
Если вы берете оплату за час, вы всегда будете ограничены тем количеством часов, которые вы можете нормально работать.
Фактически вы устанавливаете потолок цен, который можно поднять, только работая больше часов.
Оплата за проект
Эта стратегия включает в себя оценку того, сколько времени и ресурсов потребуется на реализацию проекта. Счет клиенту выставляется на основе этой оценки.
Одно из преимуществ такого подхода для клиента — он сразу знает, сколько будет стоить ваша работа (при условии, что сам проект не изменится). Если платить за час, то дополнительное время, потраченное на проект, повлечет за собой дополнительные расходы.
Преимущества для фрилансеров тоже есть: вы можете избежать некоторой административной работы (отслеживание часов и ежедневной отчетности), и если вы достаточно эффективны, вы получаете более высокую почасовую ставку (без ведома клиента).
Стратегия ценообразования на основе проекта требует опыта. Вы должны уже делать нечто подобное ранее, чтобы оценить новый проект.
Как только вы накопите некоторый опыт, у вас будет готовый список старых заявок и затрат по проекту, который вы можете использовать для сравнения с поступающими проектами.
Минусы оплаты за проект
Основная проблема с оплатой за проект заключается в том, что вам нужны очень точные оценки того, сколько времени займет проект, и правильно установить цены.
Если вы ошибетесь, вы можете отпугнуть клиента высокой стоимостью, или в конечном итоге будете работать намного больше часов, чем вам платят.
Вы всегда должны закладывать больше времени, чем планировалось, и всегда думайте о непредвиденных обстоятельствах.
Ценообразование на основе ценности
Есть еще один вариант ценообразования. Ищите ценность, которую проект принесет бизнесу вашего клиента, и устанавливайте тариф, основанный на этой ценности.
Стратегия ценообразования на основе ценностичасто используется там, где ценность для клиента во много раз превышает стоимость производства продукта или услуги.
Например, стоимость производства электронной книги примерно одинакова, независимо от того, какой контент в ней находится. Но цена на эти электронные книги различается в зависимости от ценности, которую, по мнению читателей, они получат.
Скажем, клиент хочет, чтобы вы создали ему мобильную версию сайта, которая принесет ему дополнительные продажи в размере 100 000 долларов в год. Взять с них 10 000 долларов или даже 15 000 — разумная плата, учитывая доход, который это принесет их бизнесу.
Чтобы успешно использовать эту стратегию ценообразования, вы должны знать бизнес своего клиента, его затраты и доступные им альтернативы.
Минусы стратегии
Основная трудность заключается в том, что клиент будет готов платить разные деньги агентству или фрилансеру, в Москве или глубинке, и даже за одного и того же фрилансера в разных сценариях. Так что получить точную цену проекта практически невозможно.
Вам нужна очень хорошая репутация в вашей отрасли, чтобы постоянно использовать эту стратегию ценообразования. Чтобы добиться этого, требуются десятилетия опыта.
Как повысить стоимость своей работы
- Повышайте ставку для новых клиентов: у вас стало меньше времени, поэтому, чтобы работать с вами, клиент должен платить больше. Если вы продолжите поднимать ставки для новых клиентов, вы в конечном итоге увеличите их для всех своих клиентов и проектов, и будете зарабатывать больше.
- Если клиент ставит короткие сроки: это называется «срочная работа » и требует надбавки. Вы должны отказаться от того, что вы делаете для других клиентов или расставить приоритеты, иногда работая вечерами и по выходным, чтобы успеть выполнить работу. За это должен заплатить клиент.
- Если вы изучаете новый навык: вы всегда должны повышать свои расценки по мере того, как становитесь лучше.
- Если вы проработали фрилансером еще один год, повысьте ставку: опыт, накопленный за этот год, стоит больше, чем вы думаете.
- Если вам не нравится работать с конкретным клиентом, но вам нужен доход от проекта, повысьте ставку — причем сильно: таким образом, клиент может заплатить надбавку за ваши услуги, что уравновесит негативную сторону работы с ним.
Когда снижать расценки
Вы всегда можете повысить или понизить ставки в зависимости от клиента и проекта. Вот два сценария, когда полезно снизить ставку или даже поработать бесплатно.
- Работа для портфолио: если появляется мгновенно узнаваемый бренд, у которого может не быть денег, но который делает что-то полезное, и с которым будет приятно работать, вам следует подумать о снижении ставок. Если вы можете заняться этим проектом по более низкой цене, вам следует спросить, можете ли вы использовать этот проект в качестве примера для своего портфолио.
- Благотворительность: с благотворительными организациями можно поработать бесплатно или по сниженной ставке.
Итог
У всех свое мнение о том, какая ценовая политика лучше, что работает, а что нет. Некоторым удобно работать с оплатой за час. Другие понимают только тариф на основе ценности.
Лучший способ выработать собственную стратегию ценообразования — это решить, что работает для вас.
Конечно, пока разберетесь, набьете несколько шишек. Вы можете занижать плату за конкретный проект или взять слишком много, но это даст вам опыт, чтобы установить правильную ставку в следующий раз.
Какие еще стратегии вы используете для определения стоимости своей работы? Что хорошо сработало? Что не сработало, чего вы бы рекомендовали избегать? Дайте нам знать в комментариях ниже.
Источник