Это перевод статьи Дэна Брауна “How to Build Your Discovery Practice”.
Дизайн всегда начинается с процесса поиска. Если вы читали что-либо из моих материалов, то вы уже знаете: я убежден, что Процесс Поиска нового — помимо всех дизайн-методик — это подход, который подчёркивает важность обучения: заполняя пробелы в ваших знаниях, вы можете создавать нужный, реализуемый и крутой продукт.
Смысл Процесса Поиска нового состоит в том, чтобы нацелить вашу команду на успех. Для этого вам нужно:
- убедиться, что все знают об условиях и ограничениях;
- «зажечь» команду для генерации хороших идей;
- задать креативное направление — чтобы в детализированном дизайне все были нацелены на один и тот же результат.
Дело в том, что Процесс Поиска новых решений подвергается воздействию двух противоположных сил. С одной стороны, сила современной бизнес-культуры, требующая скорости и эффективности, настаивает на предсказуемости и чёткой структуре. А с другой стороны воздействует сила создания инноваций, которая полна историй о неожиданных важных открытиях, обнаружении случайных связей и моментах озарений.
Это основной напряжённый момент в Поиске: он помогает взять всё, что мы знаем о креативности, и подогнать под то, что нам необходимо для ведения современного бизнеса.
Так что приходится искать компромиссы. Мы сокращаем наши процессы, отбрасываем инструменты и методы, требующие больших затрат времени, и полагаемся на кратчайшие пути, чтобы получить лишь минимальную информацию, без которой невозможно обойтись. Неужели такие компромиссы мешают нам получить то, что мы больше всего ждём от поиска новых решений — новую замечательную идею? Получается, что давление бизнеса нас сдерживает?
Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего нужно спросить «Как работает креативность?» Лёгких ответов не существует. Сколько было попыток получить ответ — столько же существует кейсов изучения инноваций. Лично для меня на фоне остальных выделяются эти две книги:
- «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений», автор Михай Чиксентмихайи
- «Откуда берутся хорошие идеи. Рождение и судьба инноваций», автор Стивен Джонсон
Давайте разберём каждую из этих моделей и свяжем их с поиском нового в дизайне. По ходу дела я продемонстрирую, как использовать эти модели в вашей личной практике поиска.
Содержание статьи
Психология открытия
Не существует ни одного автоматического процесса для создания отличных идей. Нет человека, который поворачивает выключатель идей, запускает конвейер креативности и штампует одну отличную идею за другой. Это признаёт и психолог Михай Чиксентмихайи в своём исследовании креативности, отмечая однако, что по большому счёту для создания нового требуется пять шагов — подготовка, инкубация, инсайт, оценка и оттачивание.
Эти шаги являются скорее образами мышления (моё определение, не автора), а не процессами, и вы переключаетесь между ними, чтобы охватить потребности самой идеи. Чтобы идея созрела, требуется пройти каждый из этих этапов:
- Подготовка: идея ещё не родилась, вы занимаетесь вещами, которые в конце концов приведут к ней: исследуете, учитесь, встречаетесь с людьми. Ключевым фактором здесь является воздействие. Вы подвергаете свой мозг воздействию различных идей и глубины знаний.
- Инкубация: вещи, которые вы изучили, начинают сливаться в единое целое и взаимодействовать друг с другом. Время здесь — самый главный ингредиент. Вы должны дать немного времени всей входящей информации, чтобы она могла «перевариться».
- Инсайт: ваш мозг создаёт новейшие схемы, поразительные и интересные. Здесь важно вовремя обратить внимание. Вы обращаете внимание на сумасшедшую идею и решаете, что её стóит реализовывать.
- Оценка: вы выпускаете идею в мир таким образом, чтобы её можно было протестировать — может быть, вы её опишете или зарисуете. Приведение идеи к тестированию зависит от накопленных вами знаний и умения понять, хороша ваша идея или нет.
- Оттачивание: как только вы убедились, что идея достойна разработки, конкретизируйте детали. Вам понадобится терпение и упорство, чтобы успешно отточить идею. Воплощение идеи в реальность — «грязная» и иногда скучная часть креативного процесса.
В идее есть нечто такое, что заставляет вас переключаться между образами мышления. Как будто каждый из образов мышления воздействует на идею, заставляя её созревать и адаптироваться.
Есть ли место этим образам мышления в Процессе Поиска новых решений? Можно ли провести параллели между процессом, описанным Чиксентмихайи, и Процессом Поиска нового? Поиск обычно занимает несколько недель, а не лет. Не говоря уже о том, что есть дедлайны и задачи, чётко поставленные стейкхолдерами.
В конце концов, если время и терпение играют такую важную роль в большинстве историй о создании инноваций, как же процесс поиска нового — и современный дизайн вообще — может рассчитывать на конкурентоспособность?
Если рассматривать эти шаги в качестве образов мышления, подходов к идее, становится очевидно, что первые шаги создания дизайна повторяют те самые этапы мышления великих инноваторов.
- Подготовка: Мы погружаемся в сферу и пространство задачи. Мы проводим исследование пользователей. Мы становимся похожи на «чистый лист», мы готовы учиться — даже если опыт к нам придет позже, уже в процессе.
- Инкубация: Мы выделяем время, чтобы подумать о том, что мы узнали, и чтобы преобразовать полученные наблюдения в выводы, которые помогут нам в процессе дизайна. Мы понимаем, что собранная во время подготовки информация преобразовывается в ограничения.
- Инсайт: Мы проводим «мозговые штурмы», чтобы быстро сгенерировать множество идей без особого углубления в детали. И хотя такой подход как «плохих идей не существует» на самом деле не совсем корректен, всё же мы разрешаем себе обходить или убирать с пути некоторые ограничения.
- Оценка: мы серьезно воспринимаем критику и всегда рады получить фидбэк о своей работе.
- Оттачивание: мы признаём, что хорошая идея сама по себе не жилец. Чтобы процесс поиска принёс свои плоды, нужно повернуть концепт в нужное направление и разработать план.
Итак, что может сделать отдельно взятый человек — то есть вы?
Когда я учу людей адаптировать описанные выше образы мышления, я предлагаю им сосредоточиться на принципах поведения, которые отражены в образе мышления. Если какой-либо подход противоречит вашей натуре, перенимать принцип поведения может быть некомфортно, но это путь к росту. Ниже вы найдете принципы поведения, которые отражены в этих подходах:
- Учите матчасть: в рамках подготовки не рассчитывайте только на предыдущий опыт и знания. Даже несколько минут поиска информации направит ваш ум на более продуктивное участие.
- Заложите время для размышлений: Если вы всё время что-то делаете, вы не даёте себе возможность переварить информацию. Суть инкубации как раз в том, чтобы отпустить идеи и наблюдения и дать им самим построить неожиданные связи.
- Получайте качественный фидбэк: Нельзя просто взять идею, быстренько её реализовать и смотреть, сработает или нет. Чтобы правильно оценить свои идеи, ищите и просите подробный, конкретный и целевой фидбэк.
И довольно с нас карточек!
Социология креативности
Раскрывая сами фазы креативности, Чиксентмихайи в своем анализе фокусируется только лишь на креативности личности. Он упускает, что креативность как таковая — это не только идеи в вакууме. К счастью, Стивен Джонсон учёл недостатки метода Чиксентмихайи. Джонсон идет по другому пути и анализирует креативную среду.
Джонсон выделяет шесть различных аспектов среды, которые стимулируют креативность.
- В «жидкой сети» «плавают» и крутятся различные части элементов, что упрощает их возможности соединяться самыми неожиданными или невероятными способами.
- Медленная догадка — это идея, которая развивается со временем. Понимание, которое приходит после погружения в сферу. Постепенно эта догадка становится более ясной и уверенной.
- В условиях среды, где стимулируются случайно открытые идеи, они могут сталкиваться друг с другом и рождать нечто совершенно новое. Джонсон сравнивает это явление с кофейнями, где собираются интеллектуалы, чтобы поболтать на профессиональные темы.
- Условия среды, где можно допускать ошибки, полезны: они позволяют людям нестандартно подойти к проблеме и найти оригинальное решение. Как пишет Джонсон: «Ошибки часто прокладывают путь, который ведёт вас подальше от удобных предположений».
- Экзаптация — это такой процесс, когда «организм приобретает какое-либо свойство для выполнения определенной цели, а затем это свойство захватывается, чтобы обслуживать совсершенно другие функции». Джонсон приводит в пример изобретение печатного станка Гутенбергом, когда винный пресс был апроприирован для использования в абсолютно другой сфере.
- Изобретение редко начинается с нуля, наоборот, оно выстраивается на основе уже сложившихся платформ. То, как музыкант полагается на ноты и ритмы, показывает, как процесс создания чего-то нового до сих пор основывается на традициях и правилах.
Как же всё это относится к поиску новых решений?
- Жидкая сеть: Процесс Поиска нового лучше всего срабатывает, когда в нём трудится многообразная и неоднородная команда. Объединить различных сотрудников для исследования решений и поиска информации о пространстве задачи — лучший способ разработать хороший продукт.
- Медленная догадка: Говоря современным языком, мы можем превратить догадку в гипотезу. Полный процесс дизайна — это механизм, позволяющий гипотезе созреть и стать понятной. Это и есть Процесс Поиска нового, когда мы берём эти догадки и гипотезы и выделяем хоть немного времени на то, чтобы их подтвердить.
- Случайные открытия: Многообразная команда — это здорово, но у людей обязательно должно быть пространство для поиска пути. Иначе говоря, креативная команда должна иметь возможность комбинировать идеи неожиданными способами, чтобы посмотреть, может ли из этого что-то получиться.
- Ошибки: Несмотря на то, что индустрия высоких технологий прямо-таки обоготворяет провалы, следует сказать кое-что о позволении совершать ошибки. Ошибки дают людям возможность исследовать новые подходы и перспективы. И хотя не каждая ошибка приведёт к успеху, если дать команде пространство для совершения ошибок, это установит правильный тон в процессе поиска нового.
- Экзаптация: Процесс поиска нового зависит от скорости сообщения новых идей. Качественные концепты продуктов могут содержать «солянку» из а)хорошо известного продукта и б)пространства задачи (например, «Uber медицинского обслуживания»). Пожалуй, ещё важнее то, что мы можем полагаться на уже существующие модели (например, звездообразная топология сети для веб-приложений, hub-and-spoke структура), которые дадут нам хорошую отправную точку.
- Уже существующие платформы: Процесс поиска нового зависит от инструментов и методов дизайна. Мы оцениваем хорошие идеи с точки зрения уже сложившихся взглядов на эстетику и юзабилити. Мы сравниваем наши идеи с конкурентоспособными продуктами — чтобы понять, к чему уже привыкли пользователи на рынке.
Итак, что может сделать ваша команда?
- Будьте открытыми для всех: многообразная и неоднородная команда выдаёт больше различных точек зрения. Различные точки зрения ведут к большему количеству интересных идей и к различным способам их проверить.
- Ничего святого: Отвергайте идеи или возвращайтесь к ним без сожалений. Если вы будете держаться за идею, потому что она была первой (или вашей), это отнимет у креативной среды возможность эту идею развить.
- Исследуйте новые методы: Каждый метод даёт возможность сгенерировать новые идеи, снова улучшить эффективность, протестировать концепты новым способом.
Инновации и Открытия
Джонсон пишет, что креативность — это исследование «границ возможностей, которые тебя окружают». Он называет это близкое возможное.
Близкое возможное — это нечто вроде тени будущего, скрывающей границы настоящего положения вещей, карта всех путей, которыми настоящее может себя перестроить. (31)
Процесс поиска нового обращается к близкому возможному. Что бы ни было в фокусе нашей работы, мы пытаемся найти нечто новое, нечто полезное и нечто лучшее, чем уже существующее.
В последние годы я имел возможность помогать агентам по претензиям в компании стоматологического страхования, руководству IT управлять рисками и медицинским работникам усовершенствовать эффективность работы в рамках новых правил. Всё это были важные проблемы, но едва ли они достойны попасть в разработку в отдел Главных Изобретений Мифологии.
Взамен
- мой вклад в эти попытки состоял в том, чтобы поддерживать бóльшую команду;
- эти проблемы были специфичны для узкой аудитории;
- решения принадлежали компаниям, на которые я работал;
- не было никаких запоминающихся моментов озарения;
- эти процессы заняли не годы и месяцы, а недели.
Процесс поиска новых решений, несмотря на все наши усилия по созданию условий для великих изобретений, чаще всего происходит в рамках проекта, крепко связанного по рукам и ногам тезхаданием.
Современные корпорации процветают и при однообразных автоматизированных процессах выдачи обновлений, и имея разноплановые команды, генерирующие новые идеи. Корпорации нуждаются и в продуктивном цикле по поддержке того, что у них уже есть, и в креативном цикле создания чего-то нового.
Процесс поиска новых решений — это клей, связывающий оба этих цикла. Это механизм, с помощью которого мы можем использовать способности человечества быть эффективным и изобретательным.
Источник: сайт designpub.ru