У начинающих архитекторов и дизайнеров довольно часто возникает вопрос профессиональной самоидентификации. Как разобраться в устройстве бизнеса и маркетинга, определиться с карьерными целями и сформулировать свой индивидуальный маршрут? Об этом Design Mate рассказали преподаватели онлайн-воркшопа «Личный трек. Как построить карьеру в архитектуре» — Екатерина Панова и Наталья Першина, а также один из наставников программы, Ольга Рокаль.
Содержание статьи
Спикеры
- Екатерина Панова основатель и управляющий партнер агентства Plan The Best
- Наталья Першина бизнес-психолог и консультант, проектировщик программ для развития бизнеса
- Ольга Рокальархитектор, сооснователь бюро UTRO
Как и недавние выпускники многих других специальностей, представители творческих профессий могут иметь сомнения в начале своего карьерного пути — это нормально и в каком-то смысле даже полезно. Чтобы помочь молодым архитекторам в поиске профессиональной самоидентификации, образовательная платформа Софт Культура разработала онлайн-воркшоп «Личный трек. Как построить карьеру в архитектуре». Программа, созданная совместно с коммуникационным агентством Plan the Best, была реализована в конце прошлого года — на финальной презентации 20 участников из разных стран мира и городов России представили свои карьерные планы развития.
В ходе обучения участники выделили несколько факторов, которые оказываются особенно важными в начале профессионального пути:
- осознанный подход к собственной жизни и авторская позиция;
- наличие сообщества и поддержка с его стороны;
- организация своего собственного дела, вопросы самоопределения, планирование дальнейших шагов.
Зачем нужна авторская позиция
Екатерина Панова: Авторская позиция к своей жизни — ответственный, осознанный и единственно возможный способ жить интересно, глубоко и осмысленно. Этот подход применим ко всем сферам: от карьеры до выбора хобби. И, безусловно, чем раньше мы займем эту позицию в жизни, тем интереснее будет складываться наш личный трек в карьере. Знакомство с собой можно начать с честной ревизии: где я сейчас, что умею, знаю, какими ресурсами обладаю, какой путь уже пройден. Здесь очень важно быть честным: не приукрашивать и не обесценивать себя.
Наталья Першина: Авторская позиция — момент, когда мы становимся авторами и причиной того, что происходит с нами в жизни. Это позиция взрослого: в ней много ответственности, но и много радости от того, что можно самому творить свою жизнь. Это также очень ресурсная позиция, которая позволяет запускать изменения, ставить истинные цели и двигаться к ним максимально эффективно.
Планирование — возможность или необходимость?
Наталья Першина: Когда все вокруг меняется, очень важно понимать, куда мы двигаемся. Что лично для нас значат эти изменения — они нам помогают, или уже надо искать пути, как нивелировать потери? Чтобы ставить цели и планировать, важно это регулярно практиковать. Сначала будет сложно: есть соблазн переключиться на решение текущих вопросов, что нормально. Постепенно сознание перестроится, а после получения первых результатов осознанного движения к своим целям возникнет желание и даже удовольствие от такой деятельности.
Екатерина Панова: В процессе планирования поможет критическое мышление, которое можно и нужно тренировать; знание рынка, трендов, возможностей для развития в своей профессии; понимание своей ценностной шкалы, плюсов и минусов как специалиста. В идеале должно получиться некое видение себя (big idea) через 10/20/30 лет.
Есть несколько инструментов планирования. Рабочие цели можно ставить по методике SMART. Каждая буква английской аббревиатуры означает критерий эффективности поставленных целей — Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound. Система SMART позволяет обобщить всю имеющуюся информацию на этапе целеполагания, установить приемлемые сроки работы, определить достаточность ресурсов, предоставить всем участникам процесса ясные, точные и конкретные задачи.
В построении личной траектории мы рекомендуем двигаться «от цели» в точке, где мы находимся сейчас. Это дает нашему сознанию опору и видимость того, что мы прошли весь путь, и уже точно с ним справимся. Стратегия — это ориентиры, stepping stones, которые помогут сфокусироваться на том, что нам действительно важно и нужно, и не растрачивать себя по мелочам.
Ольга Рокаль: Составление плана помогает архитектору, как и любому другому человеку. Например, я составляю себе план на год: он очень конкретный, где выделены ключевые направления. Ровно через год я анализирую, что свершилось, а где пришлось адаптироваться под обстоятельства. Но главное — это наличие вектора, личной стратегии, которую я держу в голове. Без навыков целеполагания, умения фокусироваться на важном и придерживаться выбранного курса сложно организовать рабочий процесс.
Долгосрочные цели в продвижении по карьере
Наталья Першина: В обществе меняются привычные траектории и треки развития профессионала: меняется работа так называемых «социальных лифтов». Как следствие, специалист не может рассчитывать на то, что наличие определенного образования будет гарантировать уровень дохода, и также n-ное количество лет в одной должности не значит переход на следующую позицию.
Параллельно возникают примеры уникальных траекторий, когда специалисты меняют разные сферы деятельности, осваивают уникальные компетенции. Появляются проекты и бизнесы на стыке разных дисциплин и практик.
Будущее — за индивидуальным образовательным и карьерным маршрутом, который человек осознанно формирует исходя из своих целей. В том числе по этой причине мы и задумали нашу программу: дать инструменты для построения своей «лестницы», когда другие перестают работать.
Екатерина Панова: Целеустремленный, ориентированный «вдолгую» игрок на рынке труда легче ищет работу, четко понимает свою ценность как сотрудника, мотивирован на успех и выглядит более привлекательным для работодателя. Сейчас это особенно важно. В эпоху 4-й промышленной революции цифровая среда диктует свои правила моментальных изменений как нормы жизни. Опорой в такой «шторм» становятся четкие цели-ориентиры и понимание своих ценностей.
У архитектора помимо его прямой задачи проектирования появилось множество возможностей. Междисциплинарность выходит на первый план. Строительная индустрия во всем мире претерпевает стремительный рост и, хоть медленно и сложно, но тоже трансформируется в цифровом пространстве.
Среди актуальных направлений развития профессии можно выделить урбанистику, городское планирование, благоустройство, архитектуру как продукт или брендинг территорий, алгоритмическое проектирование и data-driven design, BIM-менеджмент и BIM-технологии, архитектурную визуализацию, академический трек и научные исследования.
Нетворкинг и помощь профсообществ
Ольга Рокаль: В профессии архитектора всегда есть место выгоранию, ведь постоянная работа на результат сильно изнашивает. Нам привычно трудиться по ночам в мастерской и отказываться от личной жизни в пользу дела. Думаю, самое ценное в курсах, подобным нашему онлайн-воркшопу, — это знакомство людей. Дальше они смогут объединяться для работы над совместными проектами или просто помогать и поддерживать друг друга.
Екатерина Панова: Архитектурное сообщество, находясь параллельно внутри двух больших индустрий, — строительной и креативной, не может не поддаваться тем влияниям и тенденциям, которые сейчас глобально трансформируют мировой рынок.
Междисциплинарность (микс архитектуры с урбанистикой, экологией, психологией и т.д.), диджитализация и, как следствие, возможность работать из любой точки мира, стремительное развитие новых материалов и технологий постоянно дают архитекторам возможности для новых коллабораций, партнерств и интеграции. Но это имеет и обратную сторону.
По результатам исследования синдрома психического выгорания, архитектор с разным стажем трудовой деятельности — одна из самых «выгорающих» профессий. Постоянное общение с людьми, часто сжатые сроки и большое количество стрессовых ситуаций — основные причины выгорания.
Избежать или, по крайней мере, сгладить симптомы выгорания поможет социализация, наработка новых связей и углубление имеющихся взаимоотношений. Поэтому неважно, самозанятый вы или работаете в большом бюро — вступайте в сообщества, развивайтесь через них и придумывайте свои. Один из недавних примеров — Коллабот — чат-бот для поиска нужных специалистов на проекты в сфере урбанистики, архитектуры и смежных профессий. Или «ЦЕХ» — сообщество молодых бюро, выходцев из архитектурного бюро «Меганом», где в дружественной среде проходят интересные лекции и дискуссии.
Наталья Першина: Обсуждать свой бизнес и свои проекты очень важно: так можно найти единомышленников, партнеров, получить экспертизу и новые инсайты. Единственное, при входе в такие обсуждения важно все же иметь свои цели и понимание, чтобы отнестись к чужому мнению критически и взять только полезное, не теряя себя и свой фокус.
Партнеры в деятельности, люди, которые могут конструктивно обсудить будущее, профсообщество, где можно запустить дискуссию на эту тему — все это площадки для коммуникации.
Свой бизнес — не для всех
Екатерина Панова: Организовывать свое дело только потому, что получилось реализовать один заказ извне — недостаточный повод. Но если вы «горите» своим делом, и у вас есть воля взять ответственность не только за рабочий процесс и эстетический результат, но и за команду, заботу о ней, вы желаете не просто зарабатывать, а хотите менять мир с помощью ваших работ, тогда это может быть отличным стартом для собственного дела.
Наталья Першина: Часто можно услышать об открытии бизнеса как бегстве от проблем с работодателем и коллегами, но это ложная мотивация. Открывать свое дело имеет смысл, если есть истинная мотивация: «не могу не делать», «страстно хочу воплотить», «готов реализовывать, осознавая, что это другой уровень сложности».
Если вы готовы взяться за бизнес, сначала стоит пообщаться с предпринимателями вне привычной архитектурной среды в любом удобном формате: почитать блоги, послушать интервью, сходить на встречу. Например, про бизнес в разных отраслях можно почитать у Вари Веденеевой, Натальи Брянцевой, Насти Татуловой, Ивана Замесина, Максима Спиридонова. В архитектурной среде — интервью на YouTube-каналах ARTPLAY TODAY и «Бизнес глазами архитекторов».
Присмотритесь, как устроены разные сферы, как рассуждают предприниматели, с какими проблемами сталкиваются: как устроен механизм авторского права, как найти свой собственный язык и не вестись за трендами, как развиваться в профессии, получать масштабные проекты, настраивать внутренний климат внутри компании. Все это поможет более четко ответить на вопрос, готовы ли вы к созданию собственного проекта.
Фото на обложке: Amir Hosseini, Unsplash.
Материал с сайта: https://design-mate.ru