Чаще всего мне встречались следующие четыре типа работ, которые следовало презентовать клиенту:
- концепция,
- проектирование и оформление нового функционала,
- внесение клиентских правок,
- предложения по улучшению текущего интерфейса (инициатива).
Концепция — это абстрактное понятие, ничего конкретного под собой не подразумевающее. В рамках дизайна — это фантазия на тему как предмет концепции должен работать. Чтобы представить концепцию, надо сделать не только заранее оговоренный минимум (например, основные экраны интерфейса сервиса), но и что-то из окружения, и что-то в довесок.
Если хотите, чтобы концепцию приняли на ура, то помимо оговоренных страниц сайта сделайте их адаптивный вид. А во время презентации покажите эти макеты на смартфоне. Желательно показать на физическом устройстве, а не в виде картинок на проекторе, чтобы концепция приблизилась к реальности как можно ближе и не казалась чем-то далеким.
Концепцию необходимо представлять лично, с глазу на глаз. Во время личного общения видно и реакцию на лицах зрителей, и эмоции во время сессии вопросов и ответов. Это поможет решить много вопросов сразу же на месте и доказать, что концепция жизнеспособна, что в ней есть уверенность. Концепция — это ведь фантазия на тему, так что открытых вопросов в ней предостаточно.
Если лично презентовать не представляется возможным (например, перелет до дислокации клиента обойдется в сумму, сравнимую со стоимостью предстоящего проекта), то следует подготовить максимальное количество материалов, способных описать все, что вы задумали. Тут нужно будет предугадать какие вопросы могут быть у получателей презентации. Попробуйте презентовать ее перед коллегами перед отправкой. Если отправляться будет файл презентации, то следует убедиться, что он подготовлен во всех возможных форматах: и в PDF, и в Keynote, и в PPTX. В этом случае вероятность того, что ее просто не смогут открыть (а такое случается не редко) сводится к минимуму.
Самый шик в случае удаленной (не личной) презентации — лендинг, который бы представлял концепцию интерфейса. Страничка, которая рассказывает последовательно о том, о чем вы могли бы рассказать лично и показать. Тут и все изображения поместятся, и видео, и ссылки на файлы. А еще ссылку на лендинг можно отправить без проблем всем коллегам. И с ее открытием уж точно не возникнет проблем.
В идеале должно быть сделано все вышеперечисленное: личная презентация, файл презентации во всех форматах и ссылка на лендинг, где клиент сможет найти презентованные и сопутствующие материалы.
К слову, у меня был случай, когда готовили концепцию и вместе с ней был презентован процесс этой подготовки. Концепция клиента в итоге не устроила, но им так понравился сам представленный процесс, что они все равно выбрали нас для работы. Работу продолжили над следующей концепцией
Допустим, что интерфейс уже нарисован, сверстан и интегрирован с CMS. Сервиса работает и развивается. В нем постоянно что-то добавляется: то возможность конференц звонков, то анализ рынка акций.
Обычно, новый функционал представляет собой набор экранов, пошагово представляющий все этапы работы с ним. Если функционал слишком сложный для пары экранов, то сначала следует представить его схематично (и презентовать этот кусок), а после утверждения схем приниматься за финальные макеты.
Презентовать интерфейс нового функционала лучше голосом и курсором. Для этого подойдет Skype, Slack, Zoom или другой подобный софт, который позволяет показать свой экран клиенту. Функционал новый, значит и то, как он будет работать в дальнейшем, — еще не ясно до конца, так как пользователи клиента еще не знакомы с ним. Эта ситуация близка к концепции, где всего не предугадаешь. Во время звонка можно будет не только показать и рассказать как будет работать новый интерфейс, но и ответить на все возникающие вопросы.
Я не рекомендую в презентации нового функционала прорисовывать все состояния всех экранов сразу. Велика вероятность того, что часть работы будет проделана зря, так как менеджер проекта или клиент могут обладать знаниями, которые влияют на решения в дизайне, но эти знания до вас не дошли. Во время презентации все подводные камни как раз и проявят себя.
При передаче интерфейса нового функционала разработчикам, следует описать что происходит на экранах. И повествование следует соотнести с шагами в интерфейсе. Например: сначала авторизовались (ссылка на экран авторизации), потом открыли страницу (ссылку на эту страницу), потом открыли там меню (ссылка на экран с меню) и так далее. У нас в студии для этих целей используется Miro, где собраны макеты и их состояния. Между макетами проложены основные пути от кнопок до следующих за нажатием на них состояний. Не редко эти пути снабжены комментариями (например, long tap в макетах не покажешь, только опишешь).
Когда дело доходит до правок от клиента, то, вероятнее всего, контакт уже налажен и надобности в личной презентации работы нет. Но даже в этом случае не стоит отделываться одной лишь ссылкой на исправленный макет. Следует описать что конкретно было исправлено, откуда взялась эта правка и что преследовала, так как далеко не у всех память идеальная и внимательность на высоком уровне. Не все могут помнить в чем была проблема и как стояла задача.
Если хотите, чтобы исправленные макеты были приняты, помогите макетам быть принятыми: не распыляйте внимание клиента по разным комментариям и перепискам. Опишите в одном сообщении что сделали, почему так сделали, и снабдите макетами или ссылками на них.
Предложения по улучшению текущего интерфейса (инициатива)
Хороший дизайнер интерфейса не только помогает в решениях бизнес задач, но и самостоятельно предлагает улучшения, которые либо помогут пользователю выполнить свою задачу быстрее, либо скрасят его пребывание в интерфейсе. Ситуация сродни презентации интерфейса с новым функционалом, что описана выше, но тут уже работа инициативная, а не заказная.
Во-первых, такую работу следует показывать только после того, как все задачи с высоким приоритетом были представлены, даже если ваше предложение уже давно готово и просто пылится на полке. Со стороны это должно выглядеть как “Мы первым делом исполнили все ваши нужды, но вот еще и подумали как может быть лучше”, а не “Срать мы хотели на ваши задачи, вот наше видение”.
Во-вторых, предложения по улучшениям должны быть краткими. Тут стоит обойтись одним или двумя экранами, даже если за ними должна будет идти следом отрисовка длинною в сотню макетов. Инициатива должна выглядеть как “Мы не много времени потратили на это, но смотрите как можно от этого выиграть, если мы доделаем до конца”.