Покупка готового интернет-проекта – подходящий в некоторых случаях вариант, но вряд ли такую покупку можно назвать беззаботной. Прежде, чем покупать сайт, его нужно проверить. Ниже прикладные советы, которые помогут избежать ошибок и не стать обманутым мошенниками.
Как формируется стоимость сайта?
Стоимость домена
Одним из факторов, влияющих на стоимость сайта, является стоимость домена. Сайт будет стоить дороже, если домен состоит из нескольких символов, содержит легко запоминаемое слово и зарегистрирован в доменных зонах .ru или .com.
Возраст имеет значение
Сайты как вино – чем старше, тем дороже. Ведь то, что сайт работает уже много лет чаще всего говорит о его надёжности. Возраст сайта можно установить с помощью портала archive.org. Так мы выяснили, что порталу freelance.today уже пять лет, ура.
Готовый сайт отличается в первую очередь тем, что на нём уже проведены работы по SEO-продвижению, то есть он «раскручен» в поисковиках. И чем лучше он раскручен, тем дороже он будет стоить. Изучите основные SEO-параметры сайта. Далее расскажем, с помощью каких инструментов это можно сделать.
Индексация в поисковых системах
Всякий раз, когда появляется новый сайт, роботы поисковой системы берутся за его индексацию. Они проверяют страницы сайта и заносят их в специальную базу, которая используется для быстрого поиска нужной пользователям информации. То есть, когда вы забиваете в поисковике «газета копейский рабочий», это не значит, что поисковик прочёсывает весь интернет. Он обращается к собственной базе с проиндексированными страницами.
Поэтому в первую очередь нужно проверить, проиндексирован ли сайт, который вы собираетесь приобрести.
Это можно сделать несколькими способами. Наиболее простой: ввести в поисковой строке Яндекс или Google слово site и добавить домен вашего сайта.
Сделаем это на примере газеты «Копейский рабочий», с которой так любят фотографироваться голливудские звёзды. Яндекс выдал 25 тысяч результатов.
А Google выдал 26800 результатов.
То есть, мы видим, что этот сайт хорошо проиндексирован. Хорошо, если в обеих поисковых системах значения в результатах примерно совпадают, как в приведённом примере.
Если соотношение проиндексированных страниц существенно различается в двух поисковых системах, то, скорее всего, одна их них воспринимает сайт как содержащий контент низкого качества и включает фильтры.
Детально проверить индексацию можно, договорившись с продавцом о том, что он предоставит вам доступ к Яндекс.Вебмастер и Google Search Console.
Трафик
На стоимость сайта влияет не только число посетителей, но и источники, благодаря которым они попадают на этот сайт. Чем больше переходов осуществляется через поисковые системы, тем дороже будет цена интернет-ресурса.
Вам понадобится получить у продавца доступ к системам аналитики сайтов — Яндекс.Метрике и Google Analytics.
С их помощью изучите переходы из поисковых систем на интересующий вас сайт. График, нарастающий в течение хотя бы трёх месяцев – уже хороший знак. Нисходящая динамика – повод для сомнений, хотя она необязательно может быть вызвана негативными факторами. Для некоторых ресурсов, ввиду их тематики, такая тенденция может говорить, например, о сезонном интересе пользователей.
Если, однако, снижение на графике прослеживается более, чем на три месяца, очевидно, что поисковые системы по каким-то причинам понижают позицию сайта в поисковой выдаче.
Ключевые слова
Выявите ключевые слова, с помощью которых обеспечивается трафик сайта. Это можно сделать с такими сервисами как МегаИндекс, SpyWords и с другими подобными инструментами. Если вы увидите, что сайт получает трафик только за счёт нескольких высокочастотных словосочетаний, то, скорее всего, продавец просто хочет продать сайт в удачное для этого время.
Ссылочная масса
При ранжировании поисковые системы учитывают внешние ссылки, которые ведут со стороннего ресурса на конкретный сайт. В данном случае на тот, который вы хотите приобрести. Чем больше на него внешних ссылок (это и есть «ссылочная масса»), тем, соответственно, дороже будет стоить сайт. Однако здесь важно заметить, что значение имеет не только количество, но и качество ссылок.
Определить качество ссылочной массы сайта поможет сервис Serpstat, где первые 14 дней доступа – бесплатные.
Рассчитываем коэффициент доверия
При заключении сделки важно понимать, что является источником доходов сайта. Прямая продажа рекламы? Контекстная реклама? Тизерные и баннерные сети?
Сайты, которые специализируются на продаже ссылок, плохо ранжируются поисковыми системами, определяя их наполнение как низкокачественное. Нужен ли вам такой проект?
Как проверить, что сайт в этом плане заслуживает доверие? Поможет простой и удобный сервис xtool.ru.
Нас интересуют такие метрики в выданном результате, как «Поток доверия (TF)» и «Поток цитирования (CF)».
Рассчитываем коэффициент доверия по нехитрой формуле.
TF/CF = коэффициент доверия.
Сделаем это на примере hh.ru.
У нас получилось 1,32. Что это значит?
Если полученный результат больше единицы, то это надёжный, незаспамленный ресурс. Его можно рассматривать для покупки. А если меньше, то сайт приносит своему владельцу деньги за счёт размещения чужих ссылок. Не очень выгодное вложение, если, конечно, вы не хотите рискнуть заработать на этом.
Не забывайте, что сайт – это не только доходы, но и издержки. Советуем перед принятием решения посчитать расходы на хостинг и администрирование, SEO-продвижение, дизайн, контент, рекламу.
Как обстоят дела в системах монетизации?
Иногда сайты не допускаются к системам монетизации. Например, если они распространяют порнографию, вредоносные программы, как-либо нарушают закон. Или они вовсе могут быть заблокированы в системе монетизации. Это может произойти не по вине владельца сайта.
Например, за нарушения правил система монетизации может заблокировать рекламный аккаунт, а вместе с ним и прикреплённые к нему сайты. В таком случае выйти из бана практически невозможно, а апелляция будет рассматриваться очень долго.
Вам нужно убедиться, что сайт не заблокирован в системе монетизации. Для этого попросите у продавца отчёты о доходах в системах монетизации за период от одного месяца до года, или пусть предоставит вам гостевой доступ. Если продавец отказывается – ему есть что скрывать от покупателя.
Подробнее о причинах бана в системах монетизации читайте в правилах рекламных программ Яндекс и Google.
Санкции поисковых систем
Кроме бана систем монетизации, нужно проверить не применялись ли к сайту санкции со стороны поисковиков. Под этим подразумевается понижение в ранжировании или вовсе исключение из выдачи.
Вот, что может послужить причиной:
- неуникальные или «сеошные» тексты;
- большое количество рекламных ссылок;
- продвижение с помощью поискового спама;
- малая информативность сайта;
- наличие вирусов.
Продавец должен предоставить вам гостевой доступ в Яндекс.Вебмастер («Диагностика» > «Безопасность и нарушения») и Google Search Console («Проблемы безопасности и меры, принятые вручную»).
Если обнаружите такие проблемы после покупки, готовьтесь к дополнительным тратам на SEO-оптимизацию.
Поинтересуйтесь, откуда контент
Хороший сайт отличается хорошим контентом. Если мы говорим о текстах, то они должны быть уникальными, а не представлять собой копии или грубый рерайт из других источников. Проверить тексты на уникальность можно с помощью портала text.ru или других подобных ресурсов.
Изображение не должны нарушать авторских прав. То есть вариант «я скачивал где попало» вам не подходит. В идеале предыдущий собственник сайта имел авторские права на изображения или грамотно пользовался фотостоками.
Сайт должен быть адаптирован для просмотра с различных устройств. Яндекс и Google уже давно учитывают оптимизацию сайта для мобильных устройств. Если сайт не адаптирован для гаджетов, его потеснят в поисковой выдаче другие ресурсы, разработчики которых позаботились о пользователях смартфонов.