Китай — это wonderland («страна чудес» — прим.ред.) для архитекторов. Здесь нет таких сильных ограничений в плане строительства, как в Европе или Америке. Поэтому часто для постройки выбирают самые нетрадиционные проекты. Для архитекторов в настоящий момент, Китай это «холст», на котором можно создавать даже самые безумные идеи, выражать свою креативность/оригинальность и зарекомендовать себя как профессионала с уникальным стилем и мышлением.
Содержание статьи
Тиана Плотникова архитектурный и урбанистический дизайнер, креативный директор, работала на HASSELL в Лондоне и Гонконге и Foster+Partners (Лондон), сейчас на wHY в Лос-Анджелесе
Помимо строгих регуляций, стоит отметить наличие больших территорий неразвитой местности, а также желание правительства инвестировать и разрабатывать удаленные районы и даже строить новые города. Очень часто клиентом выступает именно государство.
За год работы в Китае, в моем портфолио аккумулировалась 5 разных работ: начиная от больших мастер-планов и урбанистических проектов, заканчивая небоскребами и жилыми зданиями. Если вы иностранный профессионал, который приехал работать в Китай, скорее всего, вы будете работать на front-end проектах. То есть, прицельно разрабатывать дизайн (а не вести все процессы «от А до Я» как это принято в России).
image © HASSELL
Клиенты в Китае очень любят «иностранный дизайн», но исполнение полностью берут на себя. Поэтому архитектор передает дизайн-пакет китайской компании, которая уже занимается строительством. Если же вы работаете именно на китайскую компанию, то возможно будете делать и то, и другое, но по моему опыту все же 90% приезжих архитекторов работают именно на front-end дизайне.
Однажды я работала в Шанхае на конкурсном проекте, и у меня в команде был архитектор из Австралии (побережье Gold Coast), который переехал в Китай с женой и маленькой дочкой. У меня сразу же возник вопрос: «Почему именно Китай? Как можно было оставить бесконечные белоснежные пляжи, тепло и солнце, чистый воздух и переехать в Китай?». Архитектор мне быстро пояснил, что в Австралии он скорее всего строил бы однотипные жилые дома, и совсем не развивался как профессионал. Он чувствовал профессиональную стагнацию и по совету друга, который уже работал в Азии, понял, что ему стоит поехать в Китай и «прокачать» свои навыки. Сейчас он счастлив, и его творчество находит креативный выход — он чувствует, что растёт в профессиональном плане, кроме того, жена изучает новую культуру, а дочка уже начинает говорить на китайском.
image © HASSELL
Многие города в странах первого мира хорошо развиты, они как нарисованные картины, которые нужно время от времени реставрировать, либо слегка дополнять.
Китай — это очень свежее полотно, картина, в создании которой ещё можно принять участие.
О поиске работы в Китае
У меня был не самый традиционный путь: я начала свой путь в офисе австралийской компании в Лондоне. У этой компании есть офисы по всему миру: в Сингапуре, Сан Франциско, Гонконге и в Австралии. После одного года работы в Лондоне, количество конкурсных проектов в Азии возросло, и компании нужны были ресурсы именно там. Так, я переехала в Гонконг и начала работать на конкурсные проекты в Китае.
Традиционный путь — это подача документов на свободную вакансию в компанию в Китае. Если вы не владеете китайским, то я бы посоветовала отправиться для начала в Гонконг, так как там, в основном, общаются и ведут бизнес на английском языке. Еще можно подать документы в интернациональные компании, которые находятся на материковом Китае. Во-первых, это возможно обеспечит вам работу именно на front-end дизайн проектов, а во-вторых, вам будет легче коммуницировать и вливаться в коллектив.
Я, например, всегда искала работу через LinkedIn, писала людям напрямую и говорила, что хочу попасть к ним в команду. В России LinkedIn заблокирован, но можно использовать и другой способ — находить компании и людей, с которыми вы хотите работать и писать им на e-mail с презентацией своей кандидатуры: почему именно вы, почему хотите работать в этой компании, почему именно этот проект. Уверена, что из 60 отправленных вами электронных писем, как минимум, один ответ точно будет.
Мне кажется, что такая стратегия гораздо лучше традиционного пути, потому что вы сами выбираете в какие двери стучаться и сразу знакомитесь с нужными вам людьми. Это вызывает большое уважение со стороны работодателя, когда он встречает человека, четко понимающего, что он хочет, и умеющего профессионально презентовать себя и свои работы.
image © HASSELL
О культурных особенностях в Китае
- Говорят, что для того, чтобы работать в Китае, нужно знать китайский язык. Это миф! Я знакома с профессионалами, которые уже больше 15 лет живут в Китае, но делают бизнес и общаются исключительно на английском. Однако для контакта с местными клиентами рекомендую выучить пару базовых приветствий — это ценится, как знак уважения. Также, при встрече с клиентами принято делать bow — это легкий поклон друг другу в знак приветствия.
- В Европе и Китае разная культура. В Европе босс — это твой друг, с которым в пятницу вечером вы ходите в ближайший паб, чтобы отметить конец недели. В Китае это не распространено. Неприлично даже уходить домой раньше своего начальника. Если твой руководитель находится в офисе в пятницу вечером, то большинство сотрудников не смогут уйти, пока он не решит, что пора домой.
- Ещё одна культурная особенность — это то, что на каждый проект архитектурная компания нанимает Фен-Шуй мастера, который анализирует проект и либо дает своё одобрение на строительство, либо советует внести изменения. «Фен-Шуй мастер» считается серьёзной профессией и оплачивается соответственно (больше, чем архитектор!). Фен-Шуй мастера наравне с инженерами должны поставить свою печать на пакет проекта, перед тем как проект пойдет в строительство.
О проектах в Китае
Я работала в основном на масштабных проектах — это были либо урбанистические проекты в новых районах Шеньчжэня, либо кампусы для tech-гигантов под Шанхаем. Из 5 проектов, с которыми я сотрудничала, мы выиграли 4 тендера — и самый большой мастер-план уже находится в строительстве.
image © HASSELL
В основном, в мои задачи входила разработка урбанистических стратегий (это все включая пешеходные и транспортные стратегии, стратегии расположения коммерческих точек, разработка циркуляции пространства и движения в нем), разработка архитектурного «языка» (артикуляции формы / общего стиля проекта), дизайн отдельных зданий, а также публичных пространств. Помимо этого, я работала над упаковкой проекта и созданием книг для клиентов, о том как создавался сам проект.
image © HASSELL
Китай — это bootcamp («тренировочный лагерь» — прим.ред.) для архитекторов. В Китае очень требовательные клиенты, поэтому нужно быть готовым к работе всегда и в выходные.
Про отличия работы в Китае и России
Я могу выделить два самых главных — первое, это сроки подготовки проектов. Если в России и Европе проект может длиться несколько лет, то этот же проект в Китае займет времени в два раза меньше. Второе отличие — это дизайн проектов. В Китае гораздо больше нетрадиционных и необычных дизайнов.
image © HASSELL
Китай это отдельный мир, со своими особенностями и традициями. Если быть открытым к необычным и непривычным особенностям, принимать их с уважением и пониманием, то этот мир может много дать как начинающим специалистам, так и профессионалам.
На фото: Пример урбанистического проекта — работа над созданием нового района Ma Wan Mile в Шеньчжэне
Материал с сайта: https://design-mate.ru