Именно этими артефактами решает заняться Олег.
Он создает таблицу — словарь, куда вносит непонятные слова и предполагает их смысл.
Он также предполагает, что основные сущности в предметной области — это лаборант, препарат и само клиническое исследование. Возможно, есть что-то еще.
Олег набрасывает схему связей между сущностями.
На основе своих артефактов Олег может составить вопросы.
Например, Олег уже предполагает, что такое хромотография, но не совсем ясно, как это используется на проекте. Именно такой вопрос он и записывает.
На выходе получается документ с гипотезами Олега о предметной области и вопросами, которые у него сформировались.
С домашним чтением покончено, у Олега куча вопросов.
Он знает, чего он не знает.
Что же с этими вопросами делать дальше? Самое время обратиться к экспертам.
Немного разобравшись с базовыми понятиями и сформулировав вопросы, Олег отправляется выяснять тонкие детали к экспертам.
Почему нельзя сразу начать с экспертов, не тратя время на домашнее чтение?
Эксперты — занятые люди. У них полно своих дел и работы.
Лучше заранее разобраться в базовых вещах и сформулировать конкретные вопросы. Это позволит предметно и по существу общаться с экспертами, не тратя их время на объяснение основ.
Кто такие эксперты и где их взять?
Эксперты — люди, которые разбираются в предметной области и/или в ней работают. Они уже прошли минимум 2 этапа познания и находятся в состоянии “Я кое-что знаю” или “Я эксперт”.
Ближайшими в зоне досягаемости экспертами могут выступать коллеги на проекте.
Например, менеджер/руководитель проекта или бизнес-аналитик, которые уже давно варятся в этой кухне.
Если до вас на проекте работали дизайнеры, они могли немного разобраться и оставить полезные документы.
Часть сформулированных вопросов и гипотез можно обсудить с коллегами.
Безусловно, экспертами являются лица, заинтересованные в реализации проекта:
- Заказчик. Он — точка входа для вас и связующее звено с теми, кто может вам помочь. Бывает, что заказчик и сам является экспертом.
- Пользователи. Часто в сложных проектах пользователи являются экспертами в предметной области. В случае Олега лаборанты будут стопроцентными экспертами в области клинических исследований.
Для эффективного общения с заказчиком/пользователями можно использовать интервью и наблюдение.
Олег отправляется в логово химиков, где задает оставшиеся вопросы и обсуждает детали рабочего процесса с будущими пользователями. Также он наблюдает за их работой и делает выводы о своих гипотезах.
Артефакты обновлены.
Словарь содержит верное объяснение терминов, в нем много деталей о разных понятиях, присущих компании N.
Диаграмма связей сущностей отражает то, как на самом деле связаны химик, препарат и исследование. Оказалось, что в области есть еще и отчет, в который попадают результаты исследований.
Также у всех объектов выяснились свойства, которые потом отразятся в пользовательском интерфейсе.